Диево-Городище – военная крепость ярославского рубежа

Диево-Городище История

Село Диево-Городище, расположенное на левом берегу Волги в двадцати километрах от Ярославля, всегда притягивало путешественников и исследователей старины своим загадочным названием, своей красотой. Оно частенько упоминалось в дореволюционных путеводителях как «место весьма незаурядное», «с сохранившимися остатками древней крепости или городища».

С этим селом связано очень много легенд и преданий. Например, интересное предание о существовании в XV веке на современной территории села небольшого княжеского городка ярославских князей Деевых сообщил в 1878 году в «Ярославских епархиальных ведомостях» священник Троицкой церкви, Иоанн Покровский. Его сведения, вероятно, основывались на церковных записях, находившихся на тот момент в храме: «Есть предание, за достоверность которого ручаться нельзя, что село Диево-Городище в давешние времена было удельным городом господ Деевых. В исследовании краеведа XIX века Экземплярского также делалось предположение, что село Диево-Городище было в XV веке центром удела вышеназванных князей.

К сожалению, подлинных исторических документов по древней истории села до недавних пор не находилось. По сравнению, допустим, с такими селами как Вятское, где найдены документальные источники с XV века – Диево-Городищу повезло меньше. В изданных не так давно «Писцовых книгах Ярославского уезда» XVI и XVII веков с вотчинными и поместными землями Диево-Городище не попало. Нет сведений о нем и в «Актах социально-экономической истории северо-восточной Руси», хотя в этом известном издании середины XX века в документах по Ярославским землям за 1460 – е – 1480 – е годы не раз упоминаются другие владения князей Деевых — села Рождествено, Титовское, расположенные на территории современного Бурмакинского поселения Некрасовского района. То есть факт существования вблизи Диева-Городища в XV веке обширной территории княжества можно считать вполне достоверным.

В 2009 году при Диево-Городищенском сельском Доме культуры начал работу краеведческий кружок (кстати, первое краеведческое общество по изучению истории села появилось при местной библиотеке еще в 1916 году). Благодаря общим усилиям местных активистов и поддержавших их историков-краеведов из Ярославля за короткое время удалось собрать в разных архивах множество интересных материалов. В июле 2010 года здесь впервые появился краеведческий музей, которых год за годом наращивал количество экспозиций. Сейчас их три. Это событие как бы подвело итог 600 – летней истории Диево-Городища.

Церковь Троицы Диево -Городище

Членам краеведческого кружка удавалось по крупицам собирать сведения о древнем периоде этого села. Немалую роль в исследовании сыграли писцовые книги Костромского уезда, изданные в 1912 году в Москве. Ведь в XVIIXVIII веках село Диево-Городище входило в состав Корзлина стана Костромского уезда. В настоящее время по XVII веку собрано уже достаточно много документов.

Так, например, совершенно точно установлено, что в XVII веке село Диево-Городище было одним из самых крупных сел Костромского уезда. Здесь было до 60 дворов (30 дворов бобылей, 22 двора крестьянских, 2 двора вотчинников, церковная деревня Попова) с количеством населения, достигавшим 200 человек. Село в это время делилось на две половины: восточная половина принадлежала известному боярскому роду ярославских князей Хворостининых, из которого вышли выдающиеся русские военачальники и политики XVIXVII века, а западная половина – не менее талантливому и древнему роду дворян Колычевых.

В это время в селе была деревянная двухъярусная Троицкая церковь (в нижнем ярусе находилась церковь Николая Чудотворца), окруженная монастырскими кельями, в которых находили приют нищие и странники. В 1699 году в западной половине села появился второй деревянный храм – церковь Смоленской Богородицы. В селе был торг два дня: по воскресеньям и пятницам.

Местные помещики активно поощряли развитие крестьянских промыслов. На половине Колычевых в XVII веке было множество прудов и мелких озер для разведения рыбы, уже тогда существовала паромная переправа через Волгу, соединявшая древнюю прямую дорогу (сейчас о существовании этой дороги забыто) из Нерехты в город Романов. При Колычевых получил распространение строительный отход местных каменщиков в Москву. Так в 1667-69 годах крестьяне-каменщики из западной половины села Диево-Городища «Гришка, да Федька, да Костька Григорьевы дети» вместе с известным каменщиком-крестьянином костромского Ипатьевского монастыря Карпом по прозвищу Губа возвели в Москве удивительную по красоте церковь Григория Неокесарийского.

Не отставали от своих соседей и князья Хворостинины. В их половине находились торговые лавки и сапожные мастерские, кузницы. Недалеко от села на Шиголости была ветряная мельница. Они также занимались рыбной ловлей; им принадлежала половина Ивановского (сейчас Кудринское) озера.

Князья Хворостинины получили дворцовое село Городище в полное владение в 1580-х годах от царя Федора Ивановича. На самом деле эта была милость царского шурина Бориса Годунова, к партии которого Хворостинины и принадлежали. Членами Диево-Городищенского краеведческого кружка недавно были обнаружены документы из бывшего московского архива министерства юстиции (сейчас РГАДА). Из этих документов стало известно, что владельцами села на паях с конца XVI века являлись братья Петр, Федор и Андрей Ивановичи Хворостинины – известные военачальники и политики времен Ивана Грозного и Федора Ивановича. В начале XVII века наследование Городищенской вотчины осуществляло поколение их сыновей — Григорий Федорович, Иван Андреевич и братья Иван и Юрий Дмитриевичи — сыновья известного воеводы Дмитрия Ивановича Хворостинина (брата вышеперечисленных представителей старшего поколения). От Юрия Дмитриевича половина села Диево-Городища перешла сыну его Федору Юрьевичу Хворостинину, знатному боярину середины XVII века, за которым род князей Хворостининых пресекся. В 1697 году его вдова княгиня Елена Борисовна Хворостинина передала восточную половину села Диево-Городища во владение Троице-Сергиевой Лавры.

Парк -отель Диево- Городище

Во второй половине XVI века род князей Хворостининых отличился на военной и государственной службе благодаря заслугам четырех братьев Дмитрия, Федора, Петра и Андрея Ивановичей Хворостининых. Среди них боярин Дмитрий Иванович Хворостинин снискал себе славу лучшего русского полководца XVI века. «Гуляй-город» Дмитрия Хворостинина выдержал многочасовую осаду крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году в битве под Москвой. Это его упорное сопротивление спасло Москву и Московское государство, ослабленное опричным террором.

Хотя Дмитрий Иванович Хворостинин не был владельцем Диево-Городища, его имя постоянно упоминается в духовном завещании непосредственного владельца — брата, князя Федора Ивановича Хворостинина в 1603 году как одного из законных (юридических) владельцев села. В это время Дмитрия уже не было в живых, и наследование Городища на паях продолжилось по линии его сыновей Ивана и Юрия.

Как легендарный, опытный полководец XVI века оставил свой след в российской истории брат Андрей Иванович Хворостинин – защитник Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-83 годах. Героическая оборона Пскова под руководством князя Андрея Ивановича Хворостинина не позволила полякам продолжить интервенцию вглубь Московского государства и положила конец затяжной Ливонской войне.

Другой брат, боярин Федор Иванович Хворостинин, больше отличился на дипломатическом поприще. Хороший военный опыт, видимо, имел и четвертый их брат Петр, назначавшийся во второй половине XVI века воеводой во многие города.

Братья Хворостинины, а позже их сыновья постоянно заботились о благосостоянии Троицкого храма в селе Диево-Городище. Так в 1603 году, в духовном завещании князя Федора Ивановича Хворостинина, церкви Троицы в Городищах было положено пожертвование – 2 рубля.

Очень загадочной и противоречивой была фигура князя Ивана Андреевича Хворостинина, сына легендарного защитника Пскова. В 16 лет он стал фаворитом Лжедмитрия I, недолгое правление которого сразу возвысило его в окольничие. По воспоминаниям иностранных послов, князь Иван Андреевич был красив собой и иногда ходил в баню вместе с Лжедмитрием. После последовавшей затем опалы во время правления царя Василия Шуйского, Иван Андреевич (в 1612 году) находился в рядах Нижегородского ополчения и пользовался доверием князя-воеводы Дмитрия Пожарского.

Есть сведения, что во время отлучки Пожарского на две недели в свою суздальскую вотчину, командование ополчением было доверено князю Ивану Андреевичу Хворостинину. Возможно, когда ополчение находилось в Ярославле, и Иван Андреевич мог посетить свою ярославскую вотчину — село Диево-Городище.

После воцарения Михаила Федоровича Романова князь Иван Хворостинин «впал в ересь». Он увлекся католицизмом и вновь был подвергнут опале. В его Московских хоромах при обыске было обнаружено немало крамольных стихов, очень талантливо написанных. До наших дней сохранилось только одно: «Московская знать сеет землю ложью, а живет все ложью…». Отправленный за свое вольнодумство в Кирилло-Белозерский монастырь, князь Иван Хворостинин вскоре раскаялся и написал выдающееся произведение русской средневековой литературы «Словеса дней и царей и святителей московских». Это были самые первые литературно-исторические записки о событиях смутного времени.

Князья Хворостинины, владельцы села с 1580 – х годов, в собственных документах никогда не упоминали его полного названия – Диево-Городище. Они писали просто «село Городище» Костромского уезда. Это, очевидно, можно объяснить менталитетом знатной боярской элиты, к которой Хворостинины принадлежали. Ведь прежние владельцы села-городка князья Деевы во второй половине XVI века находились на низких ступенях московской служилой аристократии и никакими личными заслугами не отличались. Может быть и другое объяснение отсутствия фамилии Деевых в названиях села XVI века: в названии Диево-Городище сохранилась народная память о первых его владельцах. Это название не являлось официальным, то есть оставалось, по сути, народным, и лишь в XVII веке закрепилось окончательно.

Изъятие земель у князей Деевых правительством Ивана Грозного в Приказ Большого дворца произошло, вероятно, во время опричнины – во второй половине 1560 – х годов (как известно, в 1569 году царь включил в опричнину Ярославский уезд). Хотя князья Деевы опале не подвергались, они в числе многих «ярославских княжат», остававшихся в «Земщине», были своих родовых владений лишены. Это косвенно подтверждает самый ранний известный нам на данный момент документ по истории села, обнаруженный в РГАДА. Пока найден только заголовок дела 1580 года: «Выписи из строильных книг дворцового села Городища о размежевании земель со Спасо-Ярославским монастырем». В это время село Диево-Городище являлось дворцовым владением, то есть принадлежало лично царю Ивану Грозному.

В вышеприведенном заглавии дела 1580 года есть любопытное упоминание «строильных» книг. Строильные книги, как удалось установить, это книги, где делались записи о строительстве новых и ремонте старых крепостей, а также выделении строительного материала – леса. В них также писалась краткая история строительства крепостей от начала заселения. Так что же; может быть, Диево-городище в XVI веке являлось крепостью?

Для сельских крестьян XIX века этот вопрос был настолько очевиден, что даже не вызывал удивления… Сохранились свидетельства старожилов, которые были записаны и переданы нам – потомкам. В них говорилось, что до 60 — х годов XIX века в седе Диево-Городище находились остатки деревянных оборонительных укреплений. Со стороны Волги и Шиголости это были речные откосы, а со стороны материка имелся вал и ров с водой. Последние остатки древних оборонительных укреплений были уничтожены сельскими крестьянами во второй половине XIX века. Копии таких записей находятся и сейчас в Диево-Городищенском сельском Доме культуры. О том же говорят и самые ранние путеводители по Ярославской губернии.

Впрочем, кое-где и сейчас, в рельефе исторического центра села, от Торговой площади до устья Шиголости, эти остатки средневековых крепостных сооружений прослеживаются. Сама Торговая площадь в центре села могла появиться после уничтожения средневековых валов и рвов. Этот процесс происходил во многих российских городах в середине XIX века, когда на месте средневековых оборонительных укреплений возникали торговые ряды или бульвары. От Никольской часовни на Торговой площади по Волжскому берегу к старейшей, Троицкой церкви села идет крутой волжский откос, укрепленный на всем протяжении крупными камнями-валунами. Их происхождение объясняют разными легендами — одна интереснее другой, что будто-бы эти валуны — еще остатки скандинавского ледника, либо другая, не менее интересная версия о том, что эти валуны привозили в XIX веке приезжие на волжских судах торговцы. Будто бы существовала в селе такая торговая пошлина привозить на кораблях эти валуны. Заметим, что подобная легенда сохранилась и в Ярославле. Только в этом случае представьте несчастных волжских торговцев, которые на протяжении почти целого столетия плавали по Волге от Твери до Астрахани на речных судах, доверху набитых огромными валунами. Ведь в каждом городе могли потребовать такую дань!

На самом деле появление валунов можно объяснить проще – необходимостью укрепления откосов, находящихся в основаниях крепостных стен. Камни-валуны и сейчас находятся в основаниях многих сохранившихся и утраченных крепостей.

Храм Смоленской иконы Божьей матери в Диево - Городище

В планировке исторического центра села Диево-Городища можно выделить (по остаткам рельефа) два возможных пояса обороны. Первый из них – остатки оборонительных укреплений финно-угорского городища I тыс. н. э., расположенные на восточной окраине села при впадении реки Шиголости в Волгу, где сейчас находится старейшая Троицкая церковь села с церковным погостом. Эта территория совсем немного превышает территорию ограды церковного кладбища. Это, самое первое городище на территории села, по археологическим сведениям, существовало в 5 – 11 веках нашей эры и представляла собой весьма примитивные оборонительные укрепления в виде частокола.

Второй пояс обороны, это, вероятно, городок-крепость князей Деевых, сооруженный в первой половине XV века и имевший более геометрическую, регулярную планировку. Территория деревянной крепости князей Деевых могла начинаться от современной Торговой площади и доходить по волжскому откосу до старого финно-угорского городища. На границе Торговой площади и Волжской набережной, у пристани, и сейчас сохранились следы средневекового оборонительного вала с водяным рвом (об остатках рва напоминает протекающий здесь ручей).

В настоящее время, наконец-то, найдены научные доказательства существования на территории села Диева-Городища средневековой крепости князей Деевых. Оказывается, еще в 1957 году известный советский археолог и исследователь крепостей эпохи русского средневековья П.А. Раппопорт организовал научно-исследовательскую археологическую экспедицию по поиску новых крепостей. На территории Ярославской области экспедицией были исследованы Романово городище в Тутаеве, село Курба и Диево-Городище. Проводились археологические раскопки. И вот результат: Диево-Городище было причислено Раппопортом к русским средневековым крепостям XIIXV веков.

Автор  —  Дмитрий Валерьевич Кшукин

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий