Золотое Кольцо России — Церковь Ильи Пророка — Ярославль

Золотое Кольцо России - Церковь Ильи Пророка - Ярославль Золотое кольцо России

Сегодня отправляйтесь на утреннюю экскурсию по Ярославлю с его замечательной церковной архитектурой и искусством, включая множество невероятных фресок 17-го века. Тур включает посещение церкви Ильи Пророка, построенной в 1647-1650 годах, где фрески изображают сцены из повседневной жизни, включая сбор урожая, когда в то время было запрещено показывать крестьянскую жизнь в церкви. Самая красивая церковь города, церковь Ильи Пророка, является гордостью и радостью Ярославля и излюбленной достопримечательностью туристов.

Самая красивая церковь города, церковь Ильи Пророка, является гордостью и радостью Ярославля и излюбленной достопримечательностью туристов

Построенная на месте двух церквей, Покровской и Ильинской, церковь считается настоящим шедевром древнерусского искусства. Основная структура храма представляет собой массивное здание на высоком фундаменте, увенчанное пятью главами, покоящимися на легких барабанах. Барабаны украшены арками и колоннами и окружены рядами кокошников. Но главное — это, конечно, внутренняя роспись, выполненная известными костромскими мастерами. Им нет равных по красоте, богатству и яркости красок.

С обеих сторон церковь Ильи Пророка окружена широкой двухъярусной крытой галереей. К галерее с севера и запада ведут богато украшенные крыльца. Северо-западную часть храма украшает высокая шатровая колокольня. Ее богато украшенный уровень окружен арочными окнами. Именно часовня Пострижения Ризы придает такой необычный ажурный вид церкви Ильи Пророка. Ее высокий стройный восьмиугольный шатер окружен множеством кикошников, которые придают всему сооружению элегантный и красочный вид.

Полюбуйтесь хорошо сохранившимися фресками от пола до потолка, изображающими библейские истории в церкви Ильи Пророка. Эта церковь известна своими пятью куполами-луковицами бледно-зеленого цвета. Она также отличается тем, что прошла невредимой через коммунистическую революцию и годы советской власти, когда большинство других церквей были разрушены. Церковь и ее иконы были сохранены благодаря их превращению в антирелигиозный музей в эти периоды. Церковь закрыта в холодные месяцы, чтобы сохранить оригинальные произведения искусства, поэтому обязательно уточните часы работы перед посещением. Обратите внимание, что вы должны приобрести разрешение на фотосъемку при входе в церковь, если хотите сфотографировать фрески и интерьер.

Церковь Ильи Пророка расположена в самом центре Ярославля. Это один из самых замечательных архитектурных памятников 17 века, в котором сохранились уникальные росписи того времени. 

Церковь Ильи Пророка была построена на месте бывшего деревянного молитвенного дома по заказу Аникея и Нафантея Скрипиных, скупщиков мехов. Они были настолько богаты, что даже царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу приходилось считаться с их мнением.

Считается, что эта церковь — самый первый храм в Ярославле. Городская легенда гласит, что в окрестностях было много медведей. Это подтверждается топонимикой: река, при впадении которой в Которосль, здесь возникло первое поселение, называется Медведица, а само поселение называлось Медвежий угол. Один из медведей особенно беспокоил жителей, и тогда князь Ярослав Мудрый, основатель города, устроил охоту и убил его. Это произошло в день Ильи Пророка, и в память об этом церковь Св. Илья.

Однако первое упоминание о храме в письменных источниках относится к 1612 году и связано с почитаемой иконой Ярославского Спаса. Когда эту икону несли в крестном ходе мимо церкви Ильи Пророка, здесь исцелился слепой мальчик.

Братья Скрипины

Церковь Ильи Пророка находилась в самом центре города и была любима купечеством. Вскоре рядом была построена еще одна церковь — теплая Покровская, а в 1647-1650 годах, когда обе обветшали, возникло нынешнее здание. Братья Скрипины, Бонифатий и Аникей (Иоанники) пожертвовали деньги на это строительство.

Семья Скрипиных — самая богатая и известная семья горожан, торговых людей Ярославля в 17 веке. Они переехали сюда из Новгорода после того, как он был разорен Иваном Грозным. Скрипины разбогатели на торговле с Сибирью — именно через них шла вся торговля пушниной и сибирским золотом. Для своей церкви они получили святыню — частицу Ризы Господней из той, что хранилась в Москве. Это было дано им патриархом Иосифом. Для нее к церкви пристроили отдельную Ризположенскую часовню с шатровой крышей, в которой эта святыня хранилась в богатой серебряной раке.

Для росписи храма были приглашены самые известные иконописцы — это была артель Гурия Никитина. Старший брат Бонифаций умер к 1680 году, и работа была завершена при его вдове Улите Марковне. Внешние стены церкви также были расписаны орнаментами — травами и цветами, к сожалению, от этой росписи ничего не осталось. Однако после многих ремонтных работ сохранилось только «Распятие» на западном крыльце. Сохранилось также богатейшее резное убранство окон и крыльца. Это наличники, бусины, арки, цветы, фантастические птицы и животные.

Бывшая теплая Покровская церковь была снесена, но был построен теплый Покровский придел, который был соединен галереей с главным зданием.

Для новой колокольни были специально отлиты колокола. Восьмиугольная колокольня расположена так, чтобы рифмоваться с шатровым завершением Ризоположенской часовни. Оказывается, традиционный пятиглавый храм расположен между двумя похожими, но все же разными шатровыми башнями, окруженными галереями и украшенными парадным крыльцом с запада и еще одним, более простым, с севера. Со всех четырех сторон церковь выглядит совершенно по-разному.

Церковь была построена Скрипиными фактически для себя, на собственном дворе, а также как торговый центр: в ее подвалах и рядом находились склады товаров, а рядом с каменной оградой, которой она была окружена, помимо домов для священника и притчи, находились торговые лавки.договорились. Весь комплекс, по мнению более поздних местных историков, больше походил на небольшой монастырь. Ильинская церковь стала усыпальницей Скрипиных, в ней были похоронены оба брата — Аникей и Вонифатий, в пределе мучеников Гурия, Саммона и Авива. Этот придел был их домашней церковью, и они привезли почитание этих святых, которые считались покровителями домашнего очага и семьи, из Новгорода. Другой предел был освящен в честь святого Варлаама Хутынского, который также был очень почитаем в Новгороде.

Всего в церкви сохранилось восемь захоронений представителей рода Скрипиных. Загадкой является то, что произошло с этим родом дальше — упоминания о них встречаются только в XVI-XVII веках, а к XVIII веку род, по-видимому, угас.

Церковь Ильи Пророка почти полностью сохранила свой первоначальный вид, но тем не менее она также была перестроена. В 18 веке позакомарное кровельное покрытие было заменено четырехскатной крышей. Черепица была заменена на чешуйчатое покрытие. Такое покрытие, имитирующее деревянные изразцы на куполах, было характерной «визитной карточкой» ярославской архитектуры того времени.

Этот храм стал центром нового Ярославля, перестроенного по генеральному плану 1778 года. Вокруг нее развернулась главная городская площадь с административными зданиями: здесь разместились губернские канцелярии и казначейская палата (сейчас в этих зданиях до сих пор находится городская администрация). Рядом находились торговые ряды Мытного рынка .

В конце 19 века восстанавливался весь ансамбль Ильинской площади. Средства на это выделил Иван Вахрамеев, мэр, общественный деятель и меценат из купеческой семьи. Он пожертвовал 60 000 рублей на благоустройство центра города. При нем здесь появилось электрическое освещение, а через площадь прошла первая трамвайная линия. Церковь была восстановлена и окружена новой изящной оградой взамен обветшалой старой. Он был спроектирован художником и архитектором А. Павлиновым, а Н. Султанов был автором реставрации самого церковного здания. Были заменены ветхие окна, двери и крыша, укреплен обвалившийся с севера фундамент, заново позолочены купола и кресты, старые фрески очищены от копоти и нанесены новые слои краски.

После революции церковь была закрыта. В 1920 году она перешла в ведение Ярославского музея. В 1930-х годах храм пришлось защищать — атеистическая община требовала убрать церковь с главной городской площади, а на ее месте установить памятник борцам революции, погибшим во время Ярославского восстания. Вмешался самый известный реставратор советской эпохи П.Д. Барановский, а директор Ярославского музея Н. Кузнецов просто провел день и спал в церкви, пока над ней нависала опасность сноса. Храм до сих пор сохранился. На некоторое время он стал антирелигиозным музеем под руководством В. Ковалев, один из основателей Ярославского союза воинствующих атеистов. Надо отдать ему должное — он постарался сохранить древние фрески и просто включить их в антирелигиозную выставку, а не уничтожить, как предполагалось ранее. Часть икон осталась в храме, часть сейчас хранится в коллекции древнерусской живописи Ярославского музея-заповедника и выставлена в келейном корпусе Спасо-Преображенского монастыря.

Под куполом был подвешен знаменитый маятник Фуко. Затем здесь появились новые экспонаты, которые есть здесь и сейчас: два резных молельных места, большие платформы под навесами. Они попали сюда из церкви святого Николая Мокрого, и, согласно легенде, были изготовлены в 1650 году для патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Третий образец резьбы по дереву 17 века изначально находился здесь — это узорчатый алтарный балдахин, который был сохранен в 19 веке реставраторами под руководством И. Вахромеева.

После войны храм уже был закрыт для посетителей, использовался для хранения музейных фондов и постепенно восстанавливался. С 1989 года здесь по согласованию с музеем периодически проводятся церковные службы.

Прекрасно сохранившиеся росписи храма и его приделов являются одной из главных достопримечательностей Ярославля

Прекрасно сохранившиеся росписи храма и его приделов являются одной из главных достопримечательностей Ярославля. Они были написаны за два сезона, 1680-1681. Артели Гурия Никитина и Силы Савина, известных иконописцев, которые также расписали Ипатьевский монастырь в Костроме, Троицкую церковь в Даниловом монастыре в Переславле и многое другое.

Особенностью этой картины является ее близость к российским реалиям. Библейские сцены перенесены здесь в знакомый русский пейзаж, и художники с удовольствием рисуют обычную повседневную жизнь, которая их окружает. Самая известная и хрестоматийная фреска отсюда — «Жатва», которая является частью истории самарянки и исцеления ее сына пророком Елисеем. Остальные фрески также интересны не столько своим религиозным смыслом, сколько обилием бытовых деталей, на которые можно смотреть часами. Церковь была построена для торговцев и отражала их вкусы.

В общей сложности роспись храма насчитывает 970 сюжетов на самые разные темы, 417 из них выполнены командой Гурия Никитина. По сути, это не просто изображения святых, а именно истории, рассказанные в живописи: притчи, истории о чудесах и т.д. Художники обратились к мировому опыту. Считается, что некоторые композиционные решения и сюжеты были заимствованы из знаменитой «Библии Пискатора» — это Библия, изданная в 1643 году, иллюстрированная голландскими гравюрами, которая затем широко использовалась русскими иконописцами 17-18 веков.

В том же стиле, но другой артелью были расписаны галереи и часовня Ризы.

РОССИЯ, Ярославль, Русская православная церковь Святого Ильи Пророка (1647), богато украшенный алтарный фон православного иконостаса
РОССИЯ, Ярославль, Русская православная церковь Святого Ильи Пророка (1647), богато украшенный алтарный фон православного иконостаса

Огромный резной иконостас в стиле барокко был создан ярославским мастером Иваном Якимовым уже в 18 веке. Некоторые из древнейших икон из него сохранились до наших дней — их написали иконописцы Стефан Дьяконов и Федор Зубов . Храмовая икона Св. Илья сохранился здесь с 17 века. Резной иконостас Покровского придела был выполнен во время реставрации 19 века не в стиле барокко, а в псевдорусском стиле. Царские врата и иконы нижнего ряда были написаны в 18 веке, остальные — позже.

Образ церкви представляет собой удачное сочетание строгости 16 века и эффектной декоративной асимметрии 17 века.

Церковь Ильи Пророка красиво украшена внутри. Войдя в галерею, обращаешь внимание на резные причудливые порталы с коваными дверями. Росписи центральной части были выполнены в период с 1680 по 1681 год командой из 15 мастеров при участии известных иконописцев Гурия Никитина и Силы Славина из Костромы, а также четырех ярославских художников под руководством Дмитрия Семенова. Чудесная яркая цветовая гамма и причудливый ритм рисунков придают декору праздничную пышность. Стены основной части церкви разделены на 6 ярусов росписей, на самом нижнем ярусе нанесен узор. Своды и два верхних яруса украшены большими фресками, изображающими сцены из Евангелия.

Красивая церковь в ярославском стиле с прекрасно сохранившимися красочными фресками, изображающими жизнь Ильи пророка и жизнь в 17 веке. Имеет 5 сине-зеленых куполов и колокольню. На фресках изображены сцены свадеб, животных и повседневной работы. Кроме того, вокруг церкви разбиты красивые сады. Обязательно нужно посетить церковь.

Путешествуйте по России и станьте свидетелем самых важных событий в истории России Золотое кольцо — это ансамбль исторических городов, расположенных вокруг Москвы и образующих кольцо к северо-востоку от российской столицы. Кольцо названо так благодаря золотому цвету луковичных куполов сотен церквей и монастырей, разбросанных по всему региону, который может похвастаться самым богатым и важным художественным наследием в стране. Города Золотого кольца, расположенные на пересечении континентов и культур и прорезанные длинными реками, такими как Волга, обогатили торговлю между Востоком и Западом. Именно здесь родилась Россия как нация, и именно здесь происходили вторжения монголов, татар, поляков и литовцев, конфликты по формированию идентичности, из которых Россия в конце концов всегда выходила победительницей. Открыть для себя Золотое кольцо и его красивые города вдали от суеты больших столиц — значит глубоко погрузиться в Россию и ее славянскую душу.

Прогулка-экскурсия по исторической части города

25 августа
четверг
15:00
26 августа
пятница
11:00
26 августа
пятница
15:00
28 августа
воскресенье
11:00
28 августа
воскресенье
15:00
29 августа
понедельник
11:00
29 августа
понедельник
15:00.

XVII век — золотое столетие Ярославля.
Примерно за 3 часа мы пройдем около 6 км. Вы увидите три действующих монастыря, две часовни, несколько памятников, две набережные и восхитительную Стрелку — место, где река Которосль впадает в великую Волгу и где началась история древнего Ярославля.
Я расскажу вам интересные истории, которые не встретишь на просторах интернета, о более десяти действующих церквях города. А еще мы увидим Успенский собор, воссозданный к 1000-летию города.
Важно знать:
Женщинам стоит захватить платок или шарф на голову.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 часа

ЧТО ВКЛЮЧЕНО: Услуги гида

МЕСТО
пл. Волкова, у памятника Волкову.

Источник
Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий