Любить Родину, значит, знать её

Патриотическое воспитание в школе Культура воспитания и образования

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, которым комфортно без внятной «политики партии», воспитатели ясельной группы.

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы.

Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Несомненно, правы авторы концепции, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство — это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился

Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

С детства, ещё в школе, мы учим патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит?

Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как – то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания детей приобретает особо важное значение по нескольким причинам:
— возрастает уровень информированности молодого поколения, что создает определённые трудности в понимании детьми сущности патриотизма,
— современная молодёжь не проходит той школы патриотического воспитания, что выпала на долю старшего поколения,
— в обществе всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получила хорошее подкрепление своей деятельности.

Актуальность исследования определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно – педагогической литературы патриотическому воспитанию уделяется недостаточно внимания. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую активность.

Таким образом, наблюдается недостаточная практическая разработанность данной проблемы в современных условиях. Когда актуализируется обращение к культурно – историческому наследию народа, отражающему многовековые традиции, нравы русского народа, его национальное самосознание.

Это направление работы актуально и перспективно, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить ни о нравственности, ни о духовности. И чем раньше начать эту работу, тем лучше.

Если мы всерьёз хотим, чтобы молодое поколение россиян вырастало патриотами, то мы должны первоочередным образом осуществлять меры по установлению социальной справедливости в сфере образования, последовательно улучшать совместно с родителями морально — психологический климат в классных коллективах, а не гнаться за количеством и разнообразием «патриотических мероприятий».

В принятой поправке к Конституции РФ (статья 67, пункт 4) говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Дай то Бог, чтобы эта норма реально исполнялась, однако ж заниматься этим должно не только государство, но и гражданское общество и каждый ответственный гражданин.

Есть здесь и ещё одна проблема: поскольку основания патриотизма лежат в чувственной сфере, то и работать педагогам нужно с чувствами детей, а методы воспитания чувств затерялись где-то далеко за приёмами транслирования информации и практиками онлайн-образования. Есть и ещё одна педагогическая иллюзия с советских времён, что все чувства можно внушить (и внушить надолго) извне в ходе красочных массовых мероприятий. Странно наблюдать линейки у Вечного огня, массовые показы фильмов о войне и прочие «массовки», в которых участвуют учащиеся с четвёртого, а то и второго класса по одиннадцатый… Это и есть проявление веры во внушаемость чувств, а также дремучее непонимание детской возрастной психологии.

Основные проблемы патриотического воспитания:

  • Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
  • Слабые познания в области культуры, истории.
  • Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике.

Можно ли за 11 лет научить правильному патриотизму?

Как показывает опыт советской школы – нет.

Несмотря на все еженедельные политинформации, «уроки памяти» и игру «Зарница», вчерашние советские дети и их родители к исходу 1990 года забыли о своей любимой Советской Родине, вытерли об нее ноги и начали новую и красивую жизнь, свободную от всякой идеологии.

Российское государство продолжает рассматривать школу как естественную площадку для воплощения своих идеологических концепций. Школы в массе своей — государственные, учителя — бюджетники и являются своего рода чиновниками, дети — чистая доска, на которой можно записать, все, что угодно.

Это — ошибка. Это — не работает.

Для начала России нужно отменить 13 статью Конституции РФ, которая фактически упразднила идеологию.

Пока это фундаментальное условие не будет изменено, любые формы государственного патриотизма будут иметь признаки краткосрочных рекламных кампаний, и раздражать людей так же, как надоевший рекламный ролик про средство от изжоги.

Как воспитать патриота в современной школе?

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью своей Родине, уважением к русской истории, языку, социально-активной деятельностью на благо Родины, а также готовностью защищать Россию.

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.

Гражданин и патриот начинается в школе. Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.

Мероприятия, которые формируют активную гражданскую позицию учеников:

Дни воинской славы России;
День призывника;
День памяти героя Советского союза М.П. Девятаева;
День Героев Отечества;
День неизвестного солдата;
Урок памяти «Эхо трагедии в Беслане…»;
Встреча с представителями Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство»;
Акция «Георгиевская ленточка»;
«Войной испепеленные года» — чествование ветеранов войны, тружеников тыла в школьном музее Боевой Славы;
Сборы военно-спортивных классов;
Участие в акции «Дорога к обелиску»;
Участие в Параде Победы;
Участие в шествии Бессмертного полка;
Участие в Республиканском Марше Памяти «Снежный десант» – «Равнение на героев»;
Участие в Республиканском Марше Памяти «Летний десант» – «Равнение на героев»;
Участие в Патриотической акции «Свеча Памяти»;
Участие в слете поисковых отрядов и другие.

Воспитательное значение таких мероприятий неоценимо! Они направлены на формирование у молодого поколения качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество.

Военно-спортивные классы

В современном обществе родители хотят, чтобы их дети получали качественное образование и в тоже время имели возможность для дополнительного культурного, духовно-нравственного, физического развития. Этот запрос общества привел к модернизации образовательного процесса. Возникла необходимость в создании новой образовательной среды, позволяющей выстроить траекторию обучения для учащихся, желающих посвятить свое будущее военному делу, заниматься поисковой работой, спортом, осознать свое «Я», дать возможность ученикам приобрести практические навыки по строевой и физической подготовке.

Когда встает выбор, идти ребенку в военно-спортивный класс или в обычный, часто решающий голос принадлежит родителям. Одних привлекает романтика ношения формы, других – дисциплина, третьих – перспектива военной карьеры. Жизнь в военно-спортивном классе отличается особым укладом. Это не класс, а взвод. Есть отделения, командиры отделения, командир взвода, руководитель структурного подразделения. Школьники принимают клятву и зарабатывают звания. Здесь соблюдаются четкие традиции, проводятся различные занятия.

Военно-спортивные классы становятся все больше востребованы родителями. Ведь помимо дополнительных занятий, подростки учатся самым главным вещам, которых так не хватает в современном обществе – уважению к старшим, милосердию, порядочности и ответственности.

Цель деятельности военно-спортивных классов — воспитание гражданина и патриота своей страны. То есть кроме общеобразовательных функций обучение в военно-спортивных классах несет в себе функции формирования общей культуры личности, подготовки к служению своей стране на гражданском или военном поприще, создания основы для осознанного выбора своей будущей профессии.

Дни воинской славы России — дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников Отечества

Следующее направление в воспитании патриота в наших школах – проведение Дней Воинской славы России. Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — это памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До октября 1917 года Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в феврале 1995 года был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В период с 2004 по 2018 год в него вносились поправки, в том числе изменилось наименование закона — Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».

Важно отметить, что возвращение к празднованию героических и памятных дат нашей военной истории, несомненно, послужит делу патриотического воспитания россиян, прежде всего молодежи, на славных ратных подвигах защитников Отечества.

В соответствии с данным Федеральным законом, установлены следующие дни воинской славы России:

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 февраля — День защитника Отечества;

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов (1945 год);

7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);

10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

4 ноября — День народного единства.

7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);

1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);

24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);

Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество — в крови у русских воинов. Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы!

Музей Боевой славы

Следующие направление патриотического воспитания в школе – работа Музея Боевой Славы. Музей — это надежный хранитель исторической памяти и наследия нашего народа.

Основными этапами деятельности музея являются:

  • Увековечение подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.
    Проведение краеведческо-поисковой работы по восстановлению имён красноармейцев.
  • Установление мест захоронений красноармейцев, воевавших и погибших в ВО войну, сообщение родным и близким мест захоронений.
  • Установление имён советских солдат, воевавших в Афганистане в период с 1979-1988гг.
  • Привлечение участников ВОВ и Афганской войны к работе по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
  • Использование материалов музея в методической работе по военно-патриотическому воспитанию учащихся школ.
  • Проведение постоянной военно-патриотической, оборонно-массовой и поисковой работы.
  • Привлечение обучающихся в ряды школьного поискового отряда «Память».
  • Проведение занятий по курсу «Школа Юного Поисковика» с использованием экспонатов музея.
  • Проведение уроков истории и мероприятий к памятным датам (Дни Воинской Славы, уроки мужества, классные часы, литературно-музыкальные композиции).
  • Организация и проведение экскурсий.
  • Оформление новых экспозиций и выставок.
  • Организация исследовательской работы.
  • Работа по подготовке презентаций.
  • Шефство над ветеранами войны и тружениками тыла.
  • Участие в городских конкурсах и выставках.
  • Вовлечение в работу музея детей, учителей, родителей.

Направления работы поискового отряда «Память»

  • Поисковая работа с архивами и «Книгами Памяти» по восстановлению имён красноармейцев и командиров, воевавших в составе рабоче-крестьянской красной армии.
  • Установление мест захоронений красноармейцев (поисковый десант по местам боевых действий дивизии).
  • Проведение образовательных занятий по программе «Школа юного поисковика» для обучающихся школы.
  • Активное участие в поисковых военно-исторических экспедициях «Вахтах Памяти» организованных «Поисковым Движением России».
  • Организация и проведение внеклассных патриотических мероприятий, приуроченных к юбилейным и памятным датам, в которых отражается уважение к памяти людей, имеющих особые заслуги перед городом и республикой (просветительская работа).
  • Активное участие во всех патриотических мероприятиях проводимых
    школой, районом, городом, республикой.

Заключение

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный и нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного ресурса развития общества, формирования активной гражданской позиции личности, ее готовности к самоотверженному служению своему Отечеству.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, так как история России – это история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий.

Патриотизм – это сложное и многогранное явление. Как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. В первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.

На наш взгляд, патриотизм как качество личности включает в себя:

– патриотические чувства: любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; переживание чувств привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России;

– патриотическое сознание: сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа, всей планеты, всего человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;

– патриотическое поведение: активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа.

В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.

Подводя итоги нашей работы о патриотическом воспитании подрастающего поколения «Как воспитать патриота в современной школе?», необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств и сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается основной подход школы в деле воспитания молодежи.


Источники:
https://pedsovet.org/
https://школасегодня.рф/
https://infourok.ru/
https://dzen.ru/
https://www.kp.ru/
https://nsportal.ru/

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий