Народный календарь в куклах

Обычаи и традиции

Народный календарь в куклах

Автор-составитель Андреева Г.А.
Руководитель проекта Дубровина В.И.
Ответственный редактор Фомкина А.В.
Редактор-верстальщик Перевышин С.

Рецензия

Большинство из нас, занимая ребёнка игрушкой и прекрасно понимая её утилитарные качества, мало задумывается над всей суммой смыслов, которые она в себе несёт. Возникнув в глубокой древности, детская игрушка, кукла, например, была предназначена в первую очередь не для игры. Она имела глубокий сакральный смысл, была составной частью обрядов, являлась оберегом. Учёные отмечают глубинную связь древних кукол с языческими идолами и маскированными участниками ритуалов. Далеко не сразу эти игрушки попадают в руки детей. И, несмотря на то, что куклы делят на обрядовые, обереги и игровые, все три функции народной игрушки были взаимосвязаны и существовали синкретично. Сегодня большинство значений, которыми наделялись древние антропоморфные образы, забылось.

Перед вами издание, которое осуществляет попытку восстановления древних утраченных связей. Примеры, взятые для представления читателю, демонстрируют именно эту исконно заложенную синкретичность, когда кукла одновременно использовалась в обряде и была оберегом.

Оригинальность представленного материала – в его композиционном построении. Все игрушки распределены по временам года и месяцам, с которыми непосредственно связано использование кукол в обрядовой календарной магии. Удивительно, что куклы использовались в самых разных ситуациях. Например, для приглашения гостей во время масленичной недели (куклы-масленицы, которых ставили на окно), для защиты здоровья членов семьи (куклы-травницы) и лечения скота (дожинальная кукла-сноп), для знакомства девок и парней на посиделках, помогала в выборе жениха (кукла-капустка), сопровождала в дальней дороге (зольная кукла), утешала плачущего ребёнка (кукла-утешница). Куклы защищали дом, очаг, считались помощниками как в женской, так и в мужской работе. Поскольку и обрядовая и трудовая деятельность человека издревле была связана с календарём, использование кукол также имеет календарный характер.

Помимо того, что данное издание знакомит читателя с такой важной областью русской культуры как народная игрушка, с его появлением, несомненно, осуществляется связь времён и поддерживаются наши национальные традиции. Важно подчеркнуть также регионоведческий характер издания, поскольку именно ярославской игрушке посвящено не так уж много книг и исследований. Думаю, что календарь будет интересен как взрослым так и детям, всем ярославцам, интересующимся историей и культурой своего края.

Т.В. Юрьева,
доктор культурологии,
профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Галина Александровна АндрееваЯ задалась целью получить представление о традиционных славянских обрядовых куклах.

Долгое время тряпичная кукла была незаслуженно забыта, но, наконец, после многих лет равнодушия к старине и забвения

Народные куклытрадиций красота эта вновь стала радовать людей. Увидеть её мне помогла Андреева Галина Александровна, которая вместе с Ковалик Ангелиной Геннадьевной возрождает в нашей местности традицию изготовления народной куклы.

В минувшем году в Заволжском ДК работал клуб «Берегиня», который посещали мамы, дочери и бабушки. В этом году в Пестрецове появился аналогичный клуб «Хорошеня», где женщины и девочки изучают историю игрушек и обучаются изготовлению тряпичных кукол.

Заволжский Дом КультурыКак же появились игрушки в обиходе человека? С чем было связано их изготовление в незапамятные времена? На этот счёт существуют разные мнения.

Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Согласно другой точке зрения, дети всех национальностей и во все времена в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким смыслом, а являются лишь образным отражением окружающего ребёнка мира[1].

Игрушка – извечная спутница человека. Возраст самой древней игрушки в мире, найденной на Ближнем Востоке, насчитывал около 3 тысяч лет. А кукла – первая среди игрушек, известная с глубокой древности, она остается вечно юной. Её история прослеживается со времен строительства египетских пирамид и до наших дней. Всюду, где селится и живёт человек – от суровых арктических просторов до знойных безводных песков, кукла – неизменный его спутник и часть культуры.

Слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свёрнутое, например, тряпочку или пучок соломы, который маленькие девочки издавна пеленали и завёртывали, подчиняясь инстинкту материнства. У разных народов на примитивной стадии развития куклы изготовлялись из подручных материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок или полено, которое нянчили как ребёнка. Куклы древних славян изначально были тряпичными и не имели глаз, носа, рта, ушей. Это было простейшее изображение женской фигуры. Такая кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, якобы недоступным для вселения в неё злых сил. Такая кукла не могла ожить и навредить ребёнку.

Куклы делят на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги. Самая многочисленная – игровая. Но сегодня я расскажу только про обрядовые, которые часто использовались и как обереги.

Существует отдельная классификация текстильных обрядовых кукол.

А я обращаюсь к народному кукольному календарю. Открываем календарь – начинается январь.

Это месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов. В народе его называли месяцем прибывающего света, тёмной зорькой года, а также месяцем ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов-переметов, ведь «Батюшка-январь  –  зимы государь». Январь богат на праздники и веселья, а также на подарки. Самым любимым праздником в январе было Рождество.

Кукла в образе ангелаК этому дню приятно получить в подарок ангела, а выполненного своими руками – вдвойне[2]!

Февраль накапливает вторые за зиму снега, намораживает вторые льды, поэтому живы такие народные определения второго месяца года: снегосей – снега сеет и сеет без конца и края; снежень – по обилию пышных и снежных сугробов; крутень – за частые бураны и поземки, вьюги и метели; бокогреюшка – начинает с боков пригревать солнышко. В феврале отмечается Масленица. Обычай праздновать Масленицу берёт своё начало с древнейших времен, этот праздник был посвящён радостной встрече весны и проводам зимы[3].

Большая кукла Масленица сейчас всем знакома, а я вам покажу «Домашнюю Масленицу». Этой куклой встречали молодожёнов на Масленичной неделе и бережно хранили как символ достатка и здорового потомства. Эта кукла бытовала в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в дом. На Масленичной неделе куклу выставляли на окно, что являлось знаком: «Заходи, всяк проходящий, здесь тебя накормят и напоят!»[4]

Весну на Ярославщине ожидали с особым трепетом, потому что наскучивала долгая зима. Март – весновка, весновей, первенец весны, вестник теплых дней. Это первый весенний месяц, все ждут ясного солнышка, первой капели, тёплого ветерка. Хотя с крыш в марте и капает, «за нос мороз ещё крепко цапает», недаром март называли наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором – он с зимой борется. Повсеместно крестьянки использовали благодатное назначение снежного наста: спешили отбеливать льняные холсты, расстилая их по насту на солнечной стороне.

В традиционном народном календаре вся обрядность марта была связана с ожиданием весны и её встречей. Специально в честь наступающей весны пекли птиц из теста – куликов и жаворонков. Также для праздников изготавливали кукол-«Мартиничек», названных так в честь первого весеннего месяца.

Народные куклы из нитокИх делали из ниток белого и красного цветов, связывая в пары. Белые нитки символизировали уходящую зиму, красные – весну и яркое солнце. Затем куколок развешивали на ветвях деревьев[5].

Апрель на Руси за изменчивый характер называли капризником, плутом и лукавцем, но наряду с этим его могли называть месяцем говорливой воды, месяцем весенних первоцветов, птичьим месяцем. В апреле весь православный люд отмечал очень большой и почитаемый праздник – Светлое Христово Воскресение[6].

К этому празднику было принято делать куклу «Вербницу», или «Пасху».

Непременным отличием этой куклы было красное лицо и наличие пасхальных атрибутов: куличика, яиц или цыплят. В руки такой куклы помещали пучок вербных веточек.

Народная кукла с пасхальным атрибутомВ народе май поэтично называли юностью года, сердцем весны. В мае матушка земля покрывается травами, всё в  наполняется силой и жизненной мощью.  В народе известна пословица: «Егорий на порог весну приволок». Иногда его называли Егорий вешний, Егорий теплый. Этот день был посвящен первому выгону скота на летние пастбища. Хозяйки в этот праздничный день пекли обрядовое печенье-оберег, волшебную выпечку в виде лошадок и коров. Двумя неделями позже отмечали Николу Вешнего. В этот день деревенские мужики подравнивали ножницами хвосты лошадям, «чтобы ходили ровно», то есть табуном, с Николы начинали гонять лошадей в ночное[7].

Кукла "Кубышка-травница"Я познакомлю вас с куклой «Кубышка-травница», которая наполнена  ароматными ярославскими травами. Её место в доме – у изголовья ребенка или больного человека. Главная задача этого оберега – не подпускать болезнь к человеку.

Июнь – сын весны, лету почин, начальный месяц лета, юное время года. Июнь – месяц лучистого солнца, самых длинных дней и белых ночей, светлейший месяц года – млечень.

Ярославское лето короткое, пролетит – не заметишь. Больше всех ждала солнечных дней детвора. Лето сулило им интересные рассказы у костра, купания, забавы, игры. В играх особое место отводилось куклам. Дети увлечённо изображали трудовые будни крестьян, их повседневные заботы и радости. Деревенские девочки делали кукол сами, иногда им помогали матери, старшие сестры. Иногда родители могли привезти куклу с ярмарки. Как и в других уголках России, на Ярославщине куклы изготавливали из разного подручного материала: соломы, золы, глины, холста, ниток, дерева, лыка, льна.[8]

Кукла "Спиридон-Солнцеворот"Образцом льняной куклы является «Спиридон-солнцеворот».  Спиридона – это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу: скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!» В конце праздника куклу сжигали без одежды. Одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьём, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни. 25 декабря к Ивану Грозному приходил вестник и сообщал, что день прибавляется. Царь встречал его как дорого гостя, радовался, обнимал его и давал ему золотой целковый. А 22 июня, когда этот же вестник сообщал, что день убывает, царь гневался и раздавал вестнику и всем, кто попадался под его царскую руку тумаки и на целый день запирал вестника в темнице. Эту куклу изготавливали, чтобы вызвать к жизни желаемые перемены[9].

Июль величают месяцем душистых ягод, медовых трав, щедрым сладкоежкой, буйным, пышным и многоцветным. В июле отмечали Иванов и Петров дни. Период между ними носил название летних святок. Иванов день был последним праздником перед началом страды: сенокосом и уборкой урожая. Он праздновался очень весело, был связан со множеством народных поверий и легенд, значимых обрядов. Это праздник цветов, так как к этому времени расцветают и созревают многие травы. Поэтому особое место в обрядности занимали растения в период их наивысшего расцвета. Им приписывались самые сильные лечебные и сверхъестественные свойства. Именно в это время активно шла заготовка веников. Считалось, что именно с Иванова до Петрова дня веники самые лучшие: листья шелковистые и гладкие, использование их в дальнейшем обеспечит значительный лечебный эффект[10].

Купальская куклаВ зачарованную купальскую ночь считалось, что животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав, и по древним поверьям зацветал цветок папоротника, который охраняла нечистая сила. Величанием Купалы, символом которого была купальская кукла, начинался и завершался этот праздник, где кукла уничтожалась.

Её сплавляли по воде и тесёмки, привязанные к рукам куклы, забирали с собой людские болезни и невзгоды, погружаясь вместе с куклой на дно водоёма. Такое значение придавалось очистительной силе воды[11].

У августа много народных названий: государь страды, собериха–припасиха, самый щедрый месяц. 2 августа повсеместно в России отмечали Ильин день, в народном представлении Илья-пророк подобен Зевсу: суровый, грозный громовержец, которому подчиняются молнии, дождь и град. Чтобы отвести беду, задобрить грозного пророка, люди в Ильин день не работали в поле, не косили, даже не убирали сено, какая бы погода ни стояла на дворе. С этого дня в народном календаре отсчитывалась осень. Дожинальный снопВ народе говорили: «В Ильин день до обеда лето, после обеда – осень». С Ильина дня в деревнях начиналась уборка яровых. Из зерна нового урожая пекли «серпные» пироги и съедали их на краю поля. Считалось, что этим обеспечивается урожай будущего года[12].

Из последнего свежесжатого хлеба вязали праздничный дожинальный сноп и делали из него куклу.

Наряженная кукла-сноп ставилась в доме под иконой.

Кукла-снопСчиталось, что кукла-сноп обладала чудодейственной силой: соломой из этой куклы кормили больную скотину, зерна тоже считались целебными как для скотины, так и для людей[13].

Сентябрь – новосёл осени, вересень, хмурень, ревун – так в народе называли этот месяц. В сентябре всё чаще льют дожди, реже радует солнце. Любили этот месяц за хлебосольство: «Холодёнок батюка-сентябрь, да кормить горазд». Большинство селян в это время было занято сбором урожая, запасами на долгую зиму. День Рождества Пресвятой Богородицы был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая[14].

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. С этого дня люди переселялись в новые дома, осуществляли обряд «пострига» (посвящения) в отроки мальчиков, достигших 7 лет, отмечая их новую роль в общине. Этот же день считался началом «бабьего лета», с него на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября)[15].

Свадебные куклыВсей деревней гуляли и радовались появлению новой семьи. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. К середине XX века большинство из них утратило первоначальный смысл, а некоторые перешли в современные свадебные традиции. Например, сейчас невозможно представить свадебное застолье без пышного торта, а вот раньше к свадьбе пекли особый свадебный пирог.

Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания, обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатка, украшенная куколками, изображающими жениха и невесту.

Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение. В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли «Мировым деревом». Рождение новой семьи уподоблялось рождению «Мирового дерева» жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались новой родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей.

Куклы-неразлучникиК свадебным куклам относятся также куклы-«Неразлучники», зольная куколка,  кукла-«Капустка» и кукла-«Берегиня».

В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима. 14 октября – Покров – считался началом зимы. С этим праздником связывается у народа и первое зазимье – предвестник зимы. Приходит пора чинить избы, запасать дрова. Под праздник Покрова появлялись обычно первые снега, которые напоминали подвенечный наряд невесты. По сходству со свадебным убором Покрову Божьей Матери празднику отводится покровительство над браком. Кукла-БерегиняВ этот день девушки перед сном считали необходимым произнести вполголоса: «Покров Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, меня, молоду, платком». С этого дня начиналась работа по приготовлению приданого. Перед началом изготовлялась обрядовая многорукая кукла – помощница в женских рукоделиях. Её делали из лыка или соломы в виде женской фигуры с длинной косой и десятью руками. В изготовлении использовались нитки красного цвета, которые являются обережными. На низ сарафана вкруговую привязывались обязательно десять ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в повседневных делах[16].

Снеговей, бездорожник, полузимник и лета обидчик – так именовали ноябрь. Холода дают о себе знать, прилетают синицы, снегири, свиристели, сидя на голых ветках деревьев, они радуют всех своим ярким оперением. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Знакомство с куклами14 ноября празднуют именины Кузьмы и Демьяна. В центральных губерниях России бытовали тряпичные куклы «Кузьма» и «Демьян». Кузьма и Демьян – реально существовавшие личности. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Впоследствии возникла традиция делать в их честь кукол, которых сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благо и здоровье. Их считают покровителями и защитниками семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же являются покровителями ремёсел и ремесленников, особенно мастеров кузнечных дел (поэтому куклы одеты в фартуки). Куклы были сугубо ритуальными, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом мужчин.

Декабрь открывает зиму. Этот месяц в народе величали по-разному: ветрозвон и ветрозим, ознобень, зимник – за лютые морозы, холодные ветра и снегопады. «Ветром гнёт, замораживает воды, глаз снегами тешит, да ухо морозами рвёт» — таковы приметы завершающего год месяца. 4 декабря отмечали Введение Пресвятой Богородицы во храм. По народному преданию, именно в этот день проезжает сама Зима в белоснежной шубке и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла.

Детвора радовалась снегу. На 14 декабря приходился день Наума Грамотника. По давно заведенному обычаю только с этого дня начинались занятия в школе. Декабрь богат на праздники. В декабре самые длинные ночи и самые короткие дни. Вечерами, когда в печке потрескивают дрова, а в окна заглядывают звезды, члены семьи собирались вместе, обсуждая предстоящие зимние праздники и, занимаясь своими любимыми делами, рассказывали сказки, загадывали загадки. Новый год – самый замечательный семейный праздник. Каждый загадывает заветное желание и надеется на его исполнение. Все в ожидании счастья, согреты надеждой на благополучие. Лучшим подарком может стать кукла-«Берегиня» – хранительница домашнего очага. Она приносит в дом мир, счастье и достаток. Согласно народным поверьям, она защищает дом и домочадцев от всего плохого.

Наверняка вы спросите: «А как насчёт ярославской народной куклы? Что отличало её от всех других?» На стажёрской площадке мы пришли к выводу, что все русские тряпичные куклы были в целом подобны друг другу. Просто стали их изготавливать по общему образцу где-то рано, где-то позднее. Видимо, в Тульской губернии пришли к изготовлению кукол довольно рано, поэтому Тульская область упоминается в тематической литературе довольно часто. Ситуация здесь напоминает, например,  наш русский  костюма, где лидирующие позиции занимает Кострома. Неверный было бы полагать, однако, что мы здесь, на Ярославщине, не привнесли ничего своего. Куклы в народных костюмахВ нашей области бытовала своя уникальная кукольная «формула» — кукла-«столбушка» которая отличалась прежде всего даже не тем, что у неё нет рук, а тем, что когда формируют её голову, круглый шар нитью перевязывают его пополам – получаются лицевая и затылочная часть. Это напоминает волосы, уложенные в аккуратный низкий пучок, а лицо от перевязки приобретает необыкновенно круглую форму. От этого она становится более «русской» и добродушной на вид.

Нашли её впервые в Мышкинском районе, причём исследователи из Петербурга. Поскольку она появилась позднее традиционных кукол, то мы на её примере наблюдаем уже отход от общепринятых форм и канонов, поэтому использовались и современные ткани, и допускалась причёска.  Когда делаешь куклу-девицу, у неё обязательно должна быть одна коса, две косы – только перед венчанием. А у этой куклы разрешалось с лентами сплести две косы. У нашей куклы, кстати, обязательно прорисовывались лица.

Конечно, многие мастерицы, рукодельницы, а также исследователи-этнографы гораздо шире знакомы с темой, но эта книга предназначена для начинающих рукодельниц и тех, кто интересуется народной культурой. Вспоминаем, как тяжело мы начинали, и негде было почерпнуть информацию. Конечно, мы не открыли ничего нового, но провели работу по обобщению и представлению в общедоступном виде. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и поняли, что всё в жизни наших предков было обусловлено и подчинялось логике своего времени, в том числе и народные куклы. В приложении мы приводим фотографии некоторых кукол других народов мира.

 

[1] Бабушкины уроки. Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., Гумм. Издат. Центр «Владос» 2001. С. 144.
[2] Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 11
[3] Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 15
[4] З.И. Зимина. Текстильные обрядовые куклы/ Серия «Русские традиции»// М. 2007. С.24
[5] Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 19
[6] Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 23
[7] Ночное – ночной выпас скота; Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 27,
[8] Д. Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 31
[9] Народный календарь // Девчонки и мальчишки. 2010, №1. С. 8
[10] . Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 37
[11][11] Народный календарь // Девчонки и мальчишки. 2010, №1. С. 9
[12] . Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 41
[13]  Народный календарь // Девчонки и мальчишки. 2010, №1. С. 4
[14] Москин, Т. Яшкова Загадка народной куклы. // Петрозаводск, 2010. С. 45
[15] Народный календарь // Девчонки и мальчишки. 2010, №1. С. 4
[16]