Человек учится письменности, письму в детстве. Роль чистописания важна для развития ребёнка, играет большую роль в успешности обучения, ведь чистописание неразрывно связано с тонкими движениями руки, отражающими уровень сформированности познавательных процессов.
При чистописании включаются многие психические процессы, такие как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Внимание позволяет сознанию сосредоточиться на определённом объекте окружающего мира при его отвлечении от других объектов. Благодаря этому процессу человек способен отбирать нужную информацию и сохранять контроль над своим поведением. Таким образом, развиваются навыки самоконтроля. На основе внимания формируется мышление, то есть процесс, который социально обусловлен и неразрывно связан с речью, обобщением, описанием, отражением в речи действительности из окружающего мира.
Чистописание неотделимо от внимания и мышления. Важная роль в письменной речи принадлежит расстановке знаков препинания. И тогда уровень сформированности тонких движений руки , связанный с анализом, необходим учащемуся для понимания того, что при завершении предложения нужно поставить соответствующий знак — точку. Такая мыслительная операция напрямую связана с мышлением.
Таким образом, чистописание даёт младшим школьникам, любому обучающемуся, возможность, активизируя мышцы руки, правильно их задействовать в процессе письма, влиять на формирование основных черты характера и мелкую моторику, которая, в свою очередь, позволяет развивать познавательные процессы обучающихся.
Положение о проведении конкурса-диктанта «Диктант чистописания 2024», посвященного Дню российской культуры и письменности и Году семьи
1. Учредители, соучредители и организаторы фестиваля — конкурса:
— АНО «Культура Отечества»;
— Девиз диктанта-конкурса: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити–ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Периодом активного развития письменной речи детей, формировавшим правильный и аккуратный почерк является младший школьный возраст. В это время почерк подразумевает каллиграфический самоконтроль, осознанность и каллиграфическую зоркость. В понятие «чистописание» учёные вкладывают более широкий смысл, доказывая, что это не только один из самых сложных видов деятельности человека, но и самая развивающая деятельность. Активизируя движение пальцев, их пластику, развиваются не только наши речь, мышление, внимание, но и формируются такие основополагающие черты характера как терпение, усердие, аккуратность, точность, целеустремлённость, уверенность и трудолюбие. Одним из направлений чистописания является каллиграфия — древний термин, который означает «красиво писать» в дословном переводе. Это умение аккуратно и уверенно писать от руки, используя установленные стандарты. Многие исследователи каллиграфию относят к отрасли изобразительного искусства, так как она совмещает в себе функции изображения и письма
2. Цели конкурса:
— Сохранение традиционных ценностей культуры Отечества,День славянской письменности и культуры;
— Привлечение внимания педагогов, родителей, учащихся к чистописанию, формированию почерка;
— Содействие развитию навыков письма школьников, повышения качества образовательного процесса;
— Развитие интереса к учебе, мотивации выявление и поддержка талантливых детей ;
— Повышение профессионального уровня педагогических работников , учителей в области каллиграфии, истории и культуры;
— Укрепление творческих связей между педагогами и учащимися, представителями детей; родителями;
— Развитие творческих способностей обучающихся, мышления, содействие формированию основополагающих черт характера как терпение, усердие, аккуратность, точность, целеустремлённость, уверенность и трудолюбие;
— Оказание методической помощи , проведение мастер классов по чистописанию.
3. Порядок и условия проведения
В диктанте -конкурсе могут принимать участие:
— Школьники, студенты, педагогические работники, родители.
— Возраст участников неограничен.
4. Критериями оценки результатов диктанта являются:
Демонстрация в письменной речи, показанной в ходе диктанта следующих навыков:
— ориентироваться на пространстве классной доски и листа тетради;
— соблюдать во время письма гигиенические требования;
— писать строчные и прописные буквы;
— писать аккуратным, разборчивым почерком;
— понимать функции пробела между словами, знака переноса — небуквенных графических средств;
— писать под диктовку не расходящиеся по написанию слова и предложения с произношением;
— последовательности и приёмам при правильном списывании текста.
5. Сроки и порядок проведения диктанта:
Диктант проводится в трёх (возрастных) категориях:
Школьники – учащиеся начальной школы( 1-й класс, другой возраст школьников)
Учителя начальной школы
Другая категория (учащиеся, студенты, родители, другие представители)
Диктант–конкурс проводится в конце учебного года ( в мае) :
I этап – подготовка заявки и её отправка учредителю конкурса, II этап – участие в диктанте – конкурсе, III этап – работа жюри, оценка работ конкурса диктанта
Награждение дипломантов и участников.
6. Порядок проведения:
Время проведения диктанта – 35 — 45 минут
В содержании диктанта две составляющие:
Запись под диктовку (преобразование устной речи в письменную речь)
Списывание текста (преобразование письменной печатной речи в письменную рукописную речь)
Конкурс – диктант может быть проведён дистанционно. В этом случае проверка и оценивание работы участника, переписного печатного текста (преобразование письменной печатной речи в письменную рукописную речь), проводится по скан, фото копии представленного участником диктанта.
7. Награждение участников.
Для каждой категории устанавливаются следующие награды:
Дипломы участников I,II,III степени, дипломы участников конкурса — диктанта, Благодарственные письма
Диплом участника получают все участники.
Оплата проезда, проживания и питания участников конкурса осуществляется за счёт
направляющей стороны. Ответственность за жизнь и здоровье участников возлагается на направляющую сторону.
8. Жюри конкурса
Оргкомитет фестиваля конкурса формирует жюри, которое оценивает работы участников в обеих возрастных категориях. Состав жюри будет опубликован дополнительно на официальном сайте АНО «Культура Отечества».
9. Координаты Оргкомитета:
150 000, г. Ярославль , ул. Трефолева, д. 12, телефон офиса № 9
E-mail: konkurs.kultura@yandex.ru
Заявка: заявку необходимо отправить не позднее 23 мая 2024г. или можно доставить с пометкой «Диктант чистописания» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Трефолева, д. 12,
По согласованию вопросов участия обращаться к координатору.
Координатор — Дубровина Валентина Ильинична, к.т. +7 920 147 50 95
E-mail: konkurs.kultura@yandex.ru
К заявке должны прилагаться, списки участников с указанием года рождения; согласие родителей, опекунов на участие в конкурсе несовершеннолетних участников. Приглашаем Вас, юные и взрослые таланты письменной речи на конкурс – диктант.
Желаем Вам творческих успехов и радостных побед!
Приложение:№1
ЗАЯВКА на участие в конкурсе — диктанте
«Диктант чистописания 2024»
ФИО участника | |
Школа, учреждение Класс | |
Дистанционная форма участия
|
Тексты для списывания будут размещены, в приложении №2, направлены
Текст №1 для учащихся начальной школы. Текст №2 для взрослых участников. |
Пишет диктант учитель | |
Пишет диктант родитель | |
Пишет диктант другой представитель | |
Контактный телефон,
Адрес электронной почты |
Текст№1 Текст№2