Итоги проведения Первого регионального конкурса «Диктант чистописания 2024», посвященного Дню российской культуры и письменности, Году семьи
Девиз диктанта-конкурса: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити–ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
В понятие «чистописание» учёные вкладывают более широкий смысл, доказывая, что это не только один из самых сложных видов деятельности человека, но и самая развивающая деятельность. Активизируя движение пальцев, их пластику, развиваются не только наши речь, мышление, внимание, но и формируются такие основополагающие черты характера как терпение, усердие, аккуратность, точность, целеустремлённость, уверенность и трудолюбие.
Одним из направлений чистописания является каллиграфия — древний термин, который в дословном переводе означает «красиво писать». Это умение аккуратно и уверенно писать от руки, используя установленные стандарты. Многие исследователи каллиграфии относят чистописание и к отрасли изобразительного искусства, так как она совмещает в себе функции изображения и письма. Занятие чистописанием в младшем школьном возрасте является периодом активного развития письменной речи детей, формированием правильного и аккуратного почерка.. В то же время почерк подразумевает каллиграфический самоконтроль, осознанность и орфографическую зоркость, грамотность..Полезны занятия чистописанием и для более взрослых.
В связи с этим диктант чистописания проведён в трёх возрастных категориях: учащиеся начальной школы( 1-4 классы), студенты Ярославского педагогического колледжа, представители старшего поколения ( 62 и более лет), которые обучались письму ещё в условиях советской школы.
По итогам диктанта получены следующие краткие сравнительные данные, средние результаты которых занесены в таблицу:
Критерии
оценки диктанта . __________
участники |
% правильного
, правого наклона письменного текста |
Каллиграфия букв,
соответствие написанию письменных прописных и заглавных букв русского алфавита |
% работ с наименьшим
количеством ошибок пунктуационных и орфографических |
Общая оценка работ
возрастной группы |
Школьники
1-4 классов |
74% уч-ся выдерживают
правый наклон букв. Однако у 27% детей 3-4 классов , письменный текст имеет фактически вертикальный способ расположения букв. |
64% уч-ся буквы прописывают достаточно правильно, Видят строку, письменная речь читаема,
Более 30% уч-ся нужна корректировка каллиграфии, привлечение внимания к правильному письму |
63% показали неплохие навыки орфографии, пунктуации. Более трети
уч -ся допускают ошибки, исправления, пунктуационные проблемы. |
67% |
Студенты
колледжа |
62% студенческих работ диктанта , имеют правый наклон букв рукописного текста. Однако , 38% -левый наклон. | 62% студентов буквы прописывают достаточно правильно, Видят строку, письменная речь читаема,
Более 38 % студентам нужна корректировка каллиграфии, привлечение внимания к правильному письму, читаемости текста. |
77% студентов показали неплохие навыки орфографии, есть , исправления, требует внимания и пунктуация. | 67% |
Участники
старшего возраста |
90% работ диктанта представителей старше 62 лет, имеют четко выраженный правый наклон букв рукописного текста. | Фактически почти все участники показали навыки устойчивого каллиграфического письма -90% | 80% -большинство участников показали базовые навыки орфографии, пунктуации, минимум исправлений в тексте диктанта. | 83% |
Средний показатель критериев
оценки диктанта |
75% | 71% | 73% |
Как видим, что даже в таком минимальном оценивании работ по соответствию требованиям чистописания , самый невысокий процент успешности в критерии каллиграфия. Правильному написанию букв русского алфавита , прописных и заглавных, на соответствующем уровне обучения, следует обратить больше внимания.
Представляем образцы лучших работ из каждой возрастной группы участников диктанта чистописания.
Грамоты победителей конкурса – диктанта получили
Учащиеся МОУ Пестрецовская ООШ ЯМР:
1 место: Стогова Анна,Иванова Арина, Барушкова Дарья, Сизова Катя,Симонова Ульяна.
2 место: Скачкова Катя,Фёдорова Катя,Потёмкина Ульяна, Смирнова Яна, Юзик Ариана ,
Студенты ГПОАУЯО «Ярославский педагогический колледж»:
1 место: Голышева Анастасия
2 место: Широкова Виктория
3 место : Баруздова Полина
Представители старшего поколения:
1 место: Хрящева Антонина Николаевна
2 место: Филиппова Наталья Владимировна
3 место: Фалина Татьяна Евгеньевна
Все участники диктанта чистописания получили Грамоты участников.
За содействие в проведении конкурса диктанта чистописания выражена Благодарность:
Абдрашитовой Г.В., начальнику отдела развития профессионального образования министерства образования Ярославской области,
М.Е. Лаврову, директору ГПОАУЯО «Ярославский педагогический колледж»,
Д.А.Лермонтовой, заместителю директора ГПОАУЯО «Ярославский педагогический колледж»
Т.Ю. Бородкиной, преподавателю русского языка и литературы ГПОАУЯО «Ярославский педагогический колледж».
Учителям начальных классов МОУ Пестрецовская ООШ:
Кархановой М.А., Матвеевой Н.Б., Капрановой Л.В.
Получили Благодарственные письма члены Жюри конкурса:
Андреева Г.А., заместитель директора АНО «Культура Отечества»,
Руденко С.В., педагог Авторской школы Ю.И. Аруцева «Русская каллиграфия и вязь» Карханова М.А. заместитель директора МОУ Пестрецовская ООШ ЯМР.
Благодарности оргкомитету конкурса – диктанта:
О.В. Мельникова, директор МОУ Пестрецовская ООШ ЯМР
С. В. Руденко, представитель Совета Авторской школы Ю.И. Аруцева «Русская каллиграфия и вязь»
Директор АНО «Культура Отечества»: И.Б. Дубровин
Диктант лучшая работа Коллледж