Имя Ф.О. Шехтеля на ярославской земле: особняк купца Локалова в селе Великом

Культурное наследие России

Викторова В.Г.

Заведующая библиотекой-филиалом № 12 имени А.П. Чехова МУК ЦБС

Централизованная библиотечная система (город  Ярославль)

Аннотация

Статья посвящена единственному в Ярославской области архитектурному сооружению – особняку фабриканта А.А. Локалова, построенному по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля  в селе Великом.

Ключевые слова: архитектор Ф.О. Шехтель, русский модерн в архитектуре, купец А.А. Локалов, неорусский (псевдорусский) стиль в архитектуре, особняк купца Локалова в селе Великом Ярославской области.

Annotation

The article is devoted to the only architectural structure in the Yaroslavl region – the mansion of the manufacturer A. A. Lokalov, designed by the architect F. O. Shekhtel in the village of Velikoe. Keyword: architect F. O. Shekhtel, Russian art Nouveau in architecture, merchant A. A. Lokalov, neo-Russian (pseudo-Russian) style in architecture, merchant Lokalov’s mansion in the village of Velikoe, Yaroslavl region.

Библиотека имени А.П. Чехова города Ярославля является участницей Чеховских книжных фестивалей в Таганроге, Всероссийских Чеховских конференций, которые проводятся на родине Чехова. В 2014 году конференция была посвящена 100-летию здания таганрогской городской библиотеки. Проект архитектора  Ф.О. Шехтеля.

 Шехтеля и Чехова с молодых лет связывали дружеские узы. После преждевременной кончины А.П. Чехова остро встал вопрос о строительстве нового просторного здания для городской библиотеки, которое в полной мере осуществилось только в 1914 году (спустя 10 лет после ухода А.П. Чехова из жизни). Автором благотворительного проекта библиотеки в Таганроге стал Академик Фёдор Осипович Шехтель. Об архитекторе Ф.О. Шехтеле  создан огромный корпус научных трудов, он — отец русского модерна. «Новый стиль» Шехтеля заполнил Москву особняками неповторимой красоты. Его шедевры можно увидеть в Таганроге, Крыму, Самаре, Рязани. О подготовке к публикации уникального издания — каталога творческого наследия Ф. О. Шехтеля рассказала участникам конференции научный сотрудник Государственного Музея архитектуры им. А.В. Щусева Людмила Владимировна Сайгина (Москва). Она автор уникального двухтомного издания «Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества». Не имеющий аналогов двухтомник содержит полное собрание работ известнейшего архитектора, основоположника русского модерна, дизайнера, графика, художника-иллюстратора, театрального декоратора и общественного деятеля Фёдора Осиповича Шехтеля.

Ярославская земля тоже связана не только с именем А.П. Чехова, но и с именем  Фёдора Осиповича Шехтеля. В Ярославской области по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля построен особняк купца и льнопромышленника А.А. Локалова и находится  он в селе Великом.

Уса́дьба Лока́лова — это историко-архитектурный ансамбль, объект культурного наследия федерального  значения, расположенный в селе Великом Гаврилов-Ямского района Ярославской области..

Село Великое расположено в 40 километрах от  Ярославля и  было известно уже в XIV веке. В 1392 году здесь сошлись в схватке с татарами русские воины. В 1435 году здесь произошло крупное сражение, где войска Василия Темного сразилась с дружинами Василия Косого и Дмитрия Шемяки.

В июле 1612 года в селе останавливались на отдых дружины Минина и Пожарского, которые шли из Ярославля на освобождение Москвы от поляков. Не раз село было пристанищем русских царей. В 1613 году по пути из Костромы в Москву на царский престол, в селе провел три дня Михаил Романов. Следуя из Москвы в Ярославль, через село неоднократно проезжал Петр I.

В ХIХ столетии это село  было одним из самых богатых сел России и крупнейшим в Ярославской губернии. Тогда в этом селе проживали  более 4 тыс. жителей, и оно было известно как место  выделки полотна, известного под названием ярославского. Богатые жители строили двух- и трехэтажные каменные и деревянные дома, многие из них сохранились до наших дней. И сейчас вся центральная часть села представляет собой уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII-XIX вв. Центральный ансамбль XVIII века включает в себя церковь Рождества Богородицы с высокой семиярусной колокольней, церковь Покрова Богородицы, а также некрополь с могилой А.А. Локалова. Церковь Рождества Богородицы начал строить в 1712 году в память о победе в Полтавской битве один из героев этого сражения, сподвижник Петра I фельдмаршал Аникита Репнин, которому Пётр пожаловал это село в награду. Внутренние стены церкви покрыты фресками. Весь ансамбль, включая церковь Покрова Богородицы, был достроен к 1758 году.

В 1759г. половину Великого покупает известный промышленник Cавва Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры и многочисленных уральских рудников. К этому времени село постепенно становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров.

XIX век стал временам расцвета села. По данным за 1859 год село имело 620 дворов с 3849 жителями и являлось самым большим в губернии торговым и фабричным селом. При этом большинство жителей занимались кустарными промыслами, торговлей, и лишь около 10% — земледелием. В это же время значительно изменился внешний облик села.  В селе Великом имеется два крупных естественных водоёма, называемые Чёрным и Белым прудами. Вокруг главного водоема Черного пруда встали пять центральных посадов, четыре запрудных и три слободы. Напротив кремля были выстроены торговые ряды, волостное правление, трехэтажная гостиница, богадельня, весовая, склады. Центральная часть села, соборная площадь были вымощены булыжником, имели тротуары и переходы. К 1792 г. Яковлевы становятся полновластными хозяевами села и создают здесь полотняную мануфактуру.  Сейчас Чёрный пруд признан памятником природы. Существует несколько версий его названия. Одна из них: раньше на берегу пруда располагались кузницы. Вся копоть от работы шла в пруд, поэтому вода в нём была тёмная, по цвету воды его назвали Чёрным. Около 100 лет назад по инициативе сельского врача И. Д. Писарева пруд чистили. После очистки площадь пруда уменьшилась до 9 га. Вода в пруду пополняется за счёт талых и подземных вод. В 1895 году по инициативе И. Д. Писарева был заложен парк. На деньги, вырученные от платных концертов, были куплены 500 липок и посажены на пустыре за школой. К этому делу привлекались школьники и учителя, а позже и жители села.

К середине ХIX в. село Великое стало одним из крупнейших центров льняной промышленности России, здесь проводились ежегодные торговые ярмарки. Село было больше похоже на крупный уездный город, здесь были построены 4 храма, более 500 каменных строений. Село издавна имеет радиально-кольцевую планировку вокруг Чёрного пруда. По мере приближения к пруду престижность места сильно возрастала, что приводило к некоторому роду сословного разделения (вплоть до того, что браки с представителем более отдалённого от пруда района не приветствовались). Как один из результатов — скученность застройки центральных районов села, часто каменные дома стоят вплотную друг к другу. С XIX века сохранилось много каменных жилых домов, что говорит о богатстве жителей села Великого. Улицы не имеют строгих направлений, они привольно стелются, приспосабливаясь к особенностям рельефа.  А около домиков обязательно сад. Село Великое славилось своими вишневыми садами раньше, и поныне жители Ярославля каждый год приезжают именно сюда, чтобы закупить в большом количестве вишню.

Одной из главных достопримечательностей Великого является особняк фабриканта А.А. Локалова, построенный архитектором Ф.О. Шехтелем в 1888-1890 гг.  Его называют жемчужиной села Великого. В 1871 году основывает в 42 верстах от города Ярославля новую льноткацкую фабрику известный льноторговец из села Великого Ярославской губернии, Алексей Васильевич Локалов. Этот русский самородок еще в начале второй половины прошлого столетия раздавал пряжу крестьянам, которые ткали для него полотно на своих домашних станках, которое он белил и отделывал. Он выпускает на рынок «локаловское полотно», которое во всех отношениях  является равным по качеству известному «ярославскому полотну». Сын основателя, Александр Алексеевич, еще при жизни отца (Алексей Васильевич скончался в 1874 году) оказался достойным заместителем. При нем была не только расширена механическая ткацкая фабрики, но и созданы большая прядильная и отделочная фабрики, а в 1888 году им же было основано паевое товарищество с основным капиталом в 1 1/2, миллиона рублей, после чего он вскоре и скончался в 1890 году. Его наследники продолжали с успехом Локаловское дело до 1912 года, когда его продали хлопчатобумажникам и банкирам братьям Рябушинским.

Как получилось, что Шехтель строит особняк здесь, в селе Великое? Дочь А.А. Локалова, Елена Александровна жила в Москве. Будучи богатой и образованной женщиной, она была представителем светского общества и знала многих влиятельных людей. Не исключено, что была знакома и с Ф.О. Шехтелем. Об этом свидетельствует тот факт, что Шехтель строил особняк Рябушинского в Москве, а после смерти Локалова, именно Рябушинские выкупили его мануфактуру. Это дает возможность предположить, что дочь Локалова, Шехтель и Рябушинские были знакомы.

Дом Локаловых поражает своим видом и архитектурным убранством

Дом Локаловых поражает своим видом и архитектурным убранством. Основное здание усадьбы построено в неорусском (псевдорусском) стиле и стилизованно под классический русский терем, с множеством элементов, характерных для древнерусского зодчества, и со шпилем, украшенным затейливым флюгером. Общими очертаниями напоминает другие шехтелевские терема — особняк Шаронова в Таганроге и Ярославский вокзал в Москве. Около здания находились подсобные помещения: оранжерея, каретная, конюшня, баня. Красоту особняка подчеркивали парковые сады – передний и задний. В плане дом представляет собой прямоугольник. На фасаде здания – декор: ширинки с таящимися в них изразцами; полуоконники между окнами, многочисленные кокошники. На втором этаже – небольшие витражи, собранные из многочисленных цветных стекляшек. Изразцы – характерная деталь, присущая сооружениям Шехтеля. Они представлены на здании особняка в разных формах: квадратах, треугольниках, полуокружьях. Изразцы использованы и внутри здания в сочетании с дубовыми резными панелями. В доме сохранились интерьеры XIX века, пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и перегородок 1888–1890 гг.

На 1 этаже  – помещения жилые и подсобные группируются вокруг холла, коридорная система.

На 2 этаже  – помещения жилые и подсобные, также группируются вокруг холла. В интерьере особняка – большой и малый зал, столовая, кабинет, парадная мраморная лестница, витражи, цветочные вазоны, потолочные росписи. Комнаты украшены лепными стилизованными цветочными гирляндами и цветочной подвеской в верхней части, фигурным медальоном и криволинейной гирляндой растительного орнамента.  Интересна уникальная комната-грот в виде соляной пещеры, стены которой сделаны из льняного волокна. В «гроте» — штукатурное оформление стен и потолка под сталактиты и природный камень, крупный шестигранный фонарь-кристалл в центре потолочного покрытия, мраморный фонтан на западной стене, состоящий из плоской ниши с ордерной аркатурой и скульптурой рыбы. Помещение удивляет своей формой в виде карстовой пещеры, особенно небольшой фонтан с бассейном, в котором плавали рыбки, и можно было загадать желание. Потолок из сталактитовых сосулек придает сказочный вид гроту. На стенах прилепившиеся ласточкины гнезда. Вокруг грота находилась прогулочная галерея. Рядом с гротом находится дубовая комната. Она отделана морёным дубом. В комнате  филёнчатый плафон с зеркалом, украшенным плоской резьбой, стилизованной под древнерусский орнамент: васильки, четырёхлистники, вазоны с завитками. На второй этаж ведёт: парадная двухмаршевая мраморная лестница. На первом этаже напольная мозаика в ромб с окантовкой меандром на лестничной площадке.

Рядом с особняком сохранились массивные столбы ворот и красивая по рисунку кованая ограда с ветками трилистника – символом вечной жизни. В этом особняке снималась часть фильма «Доктор Живаго» режиссёра Александра Прошкина. С 1920 по 1924 годы тут размещался крупный губернский музей. Со времён Великой Отечественной войны в усадьбе Локалова расположен детский дом. Туда привозили детей из блокадного Ленинграда.

На начало XXI века особняк находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрационных работах. Изразцовые печи и украшенные коваными дымниками трубы разрушены, бронзовые элементы оформления фасадной ограды и ворота были сняты и сданы в металлолом, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Давно вырублены сады на приусадебном участке.

В бывшей усадьбе А.А. Локалова ныне находится детский дом «семейного» типа, то есть он разделен на «семьи» из детей разных возрастов. Дети живут в особняке, построенном по проекту знаменитого архитектора,  и с пониманием относятся к тому, что время от времени его посещают экскурсанты, и даже иногда приезжают съёмочные группы. Ведь уса́дьба А.А. Лока́лова — это историко-архитектурный ансамбль, объект культурного наследия федерального значения. Статус объекта культурного наследия он получил с 20 февраля 1995 года. Сейчас охраняется само здание усадьбы, ограда с воротами и флигель. Очень бы хотелось, чтобы такая жемчужина заняла достойное место в ряду памятников архитектуры, построенных по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, была отреставрирована и стала музеем.

Библиографический список

  1. Сайгина, Л. В. Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества : [в 2 т.] / Л. В. Сайгина. — Москва: Красивые дома пресс, 2014. . На обл. авт. не указан
  2. «Продолжение Чехова: к 100-летию здания таганрогской городской библиотеки (проект Ф. О. Шехтеля)». IV научно-практическая конференция. Таганрог, 15-16 мая 2014 год. / Центральная городская публичная библиотека имени А.П. Чехова. – Таганрог: ИП Думик Ю.А.,2014. -80 с.
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий