В российских школах появилась новая должность — советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями

В российских школах появилась новая должность — советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями Новости

Хорошая новость!

Много говорим о проблемах нашей российской школы, о серьёзных вопросах духовно- нравственной сферы гражданского общества, об отсутствии должного внимания к воспитанию подрастающего поколения…

И вот хорошая новость, которая порадует всех. В первую очередь, родителей и — работников школы. Почему работников, а не сотрудников? Педагогический процесс, если к нему относиться с должной мерой ответственности, любить своё дело, понимать важность труда учителя, то это непростой труд, это творческая и порой тяжёлая работа во взаимодействии с растущей личностью гражданина страны, гражданина Отечества. Для этого недостаточно только передавать знания, формировать компетенции, здесь необходимо воспитывать!

Пролетел не один десяток лет, как слово воспитание в образовательных учреждениях было далеко не на первом месте. И вот сейчас, наконец –то, школа оживает, задача воспитания детей  становится актуальной.

В этом году в российских школах появилась новая должность — советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями, правда, пока что в десяти пилотных регионах.

Предлагаем информацию об этом важном начинании, взятую из Интернета.

В этом году в российских школах появилась новая должность — советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями, правда, пока что в десяти пилотных регионах. Подготовка специалистов проходила на базе международного детского центра «Артек», где уже более полувека действует школа вожатых, открытая в далеком 1965 году.

Однако насколько вопрос развития воспитательной работы в школах и вузах, которая сегодня ведется в стране при поддержке нацпроекта «Образование», актуальный? И что такое вообще патриотизм и любовь к Родине в современном понимании? Портал национальные проекты.рф постарался в этом разобраться. В 2021 году должность советника директора по воспитанию официально ввели в штатное расписание общеобразовательных учреждений пилотных регионов. В проекте приняли участие Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ставропольский край и Севастополь.

«Артек» вышел за границы Крыма

Как рассказал порталу директор «Артека» Константин Федоренко, вся программа мероприятий и обучения здесь создается с учетом воспитательных аспектов, и это одна из важнейших традиций. По итогам летней оздоровительной кампании центр посетили около 13 тыс. детей из всех субъектов РФ, а всего по итогам года цифра вырастет до 33 тысяч.

«Сегодня мы работаем уже не только с артековцами — мы становимся транслятором опыта. Наша школа педагогического работника работает с 65 субъектами РФ, мы готовим вожатых не только для себя, но и для лагерей других регионов», — рассказывает Федоренко. Так, в 2019–2020 годах был реализован проект «Губернаторский лагерь», в ходе которого сотрудники «Артека» методически сопровождали лагерные смены в десяти регионах.

«В прошлом году наш опыт был представлен администрации президента в лице Сергея Кириенко (первый замруководителя АП. — Прим. ред.), мы рассказали об опыте подготовки вожатых, говорили, что основа программы — это воспитательная деятельность, не обучение, а воспитание. И нам было сформулировано поручение провести обучение советников директоров образовательных организаций по воспитанию в школах, в общей сложности его прошли 2,5 тыс. человек», — рассказал директор «Артека».

Директор «Артека» Константин Федоренко
Директор «Артека» Константин Федоренко

За декабрь—февраль детский центр с нуля подготовил программу повышения квалификации специалистов в области воспитательной деятельности. Отбор кандидатов проходил по итогам конкурса «Навигаторы детства» при поддержке федерального проекта «Патриотическое воспитание» нацпроекта «Образование».

«Мы разработали программу совместно с нашими партнерами: Российским движением школьников, Российским государственным педагогическим университетом имени Герцена, Институтом воспитания РАО и Центром мониторинга негативных процессов в Сети (имеется в виду Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, созданный для защиты детей и подростков от воздействия негативной информации в 2018 году. — Прим. ред.), без него сегодня такую программу мы тоже не смогли бы сделать.

Программа состояла из пяти модулей заочных и одного очного — недели на базе «Артека». Советники прожили здесь то, что проживают дети», — говорит Федоренко.

По его словам, в детском центре им показали, как методами коллективно-творческой деятельности можно реализовывать воспитательные процессы. «Мы показывали это на допобразовании, на организации экскурсий в Севастополь, походов, просмотре фильмов, чтении книг. Они видели, как организовываются события на уровне отрядов, чтобы потом перенести это на классы в своих школах», — поясняет директор.

Содержание программы

Старт обучения советников директоров школ был дан в конце февраля.

В его основе лежали базовые ценности: уважительное отношение к родителям, друзьям, образованию и труду, бережное отношение к собственному здоровью, любовь к малой и большой Родине и ее истории. «Это базовые ценности, которые всегда присутствовали в нашей программе. Неважно, какой был исторический период, мы эти ценности сегодня подняли и вокруг них строим образовательную программу», — отмечает Федоренко.

Например, в самом «Артеке» в этом году восстановили традицию — поднятие флага. «На государственные даты флаг в государственных образовательных организациях должен быть один, это позволит нам консолидироваться, понимать, что мы единый большой многонациональный народ с героическим прошлым, с не менее крутым настоящим, мы живем в эпоху, когда мы прирастаем во всех направлениях. Я недавно был в Курчатовском институте и понял, что у нас прогнозируемое хорошее будущее. То, в каких условиях сегодня работают молодые ученые и над какими вызовами, дает все основания для великого будущего», — уверен директор детского центра.

По мнению директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, члена Общественной палаты РФ Натальи Агре, программа обучения поможет новым специалистам заговорить со школьниками на одном языке.

«Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым недостающим звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогическим составом», — сказала директор института порталу.

Она пояснила, что роль советника заключается в организации современного воспитательного процесса в школе с точки зрения развития деятельности детских и молодежных общественных объединений, трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам, помощи в реализации инициатив учеников, увеличении охвата школьников, принимающих участие в интересных им событиях, точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде, трансляции лучших практик и примеров наставничества.

«По всем этим вопросам советнику и классному руководителю необходимо будет наладить тесное взаимодействие», — говорит Наталья Агре.

Министерство просвещения было непосредственным куратором учебной программы советников по воспитанию. Глава ведомства Сергей Кравцов в ходе ее реализации лично посетил площадку «Артека», чтобы пообщаться с участниками, узнать их мотивы и то, чего сегодня не хватает в школах.

Глава ведомства Сергей Кравцов в ходе ее реализации лично посетил площадку «Артека»
Глава ведомства Сергей Кравцов в ходе ее реализации лично посетил площадку «Артека», чтобы пообщаться с участниками, узнать их мотивы и то, чего сегодня не хватает в школах.

«Не просто говорим, что патриотизм — это хорошо»

Кураторами советников по воспитанию во время их обучения стали вожатые, которые обычно работают с детьми. По словам Вадима Козылина, это им было в новинку.

«Мы задавались вопросами, как работать не с детьми, а с педагогами от 18 до 86 лет», — делится он.

Гостям «Артека» было интересно все попробовать здесь самим, отмечает вожатый.

«У нас была задача поставить взрослых в позицию ребенка. Раньше они были учителями, которые все организовывали, а здесь они как дети, которые тоже сами учатся», — добавляет еще один куратор Мариам Мелкумова.

«В «Артеке» воспитательный процесс построен не так, что здесь воспитываем, а здесь не воспитываем. Например, в рамках сетевого образовательного модуля мы не только изучаем математику, физику, обществознание, а учимся применять их в жизни, узнаем, как науки связаны в жизни между собой, — в свою очередь рассказывает вожатая Евгения Мусалимова. — В школе ведь тоже нет времени специального для воспитательной работы, и это ценно для учителей, что они могут воспитывать так, как мы».

«В каждом лагере есть творческие, спортивные и интеллектуальные дела. Дети погружаются в эту работу, организуют мероприятия, и это тоже часть общего воспитания и образования в целом. Так, ребята, которые раньше не выходили на сцену, принимают участие в театральных премьерах, это воспитывает в них моральные качества и развивает творческие способности, это все часть образования в «Артеке», — поясняет куратор Татьяна Щеглова.

Не забывают в детском центре и про патриотизм. «В каждом лагере устраивают реквием памяти, бывает он и общеартековский. Проводится посещение Аллеи героев-артековцев, где расположен монумент воинам-освободителям «Артека». Но мы не просто говорим, что патриотизм — это хорошо, а погружаем детей в ту атмосферу, чтобы они сами пришли к этому выводу и поняли, что патриотизм для них значит», — добавляет вожатый Дмитрий Воронков.

Сегодня участники школы советников по воспитанию остаются между собой в контакте в мессенджерах, помогая при необходимости друг другу советом. Они рассказывают, что уже стараются применять новые наработки на практике.

«Мы создали маленькое профессиональное сообщество, где можно получить помощь у коллег», — подытоживает Вадим Козылин.

Что дальше?

В сентябре на сайте Кремля было опубликовано поручение президента, согласно которому будет разработан единый подход к организации повышения квалификации педработников, осуществляющих воспитательную работу в школах и вузах. Такие программы планируется проводить на базе «Артека».

«Теперь уже не в пилотном режиме, а есть поручение создать постоянно действующий центр подготовки специалистов», — рассказывает Федоренко.

При этом он отмечает, что проводимый в этом году эксперимент — проект сложный. «Он пока не закончился, мы только обучили. Сейчас нам необходима будет обратная связь, мы получим ее от педагогического сообщества, учителей, классных руководителей и от советников: что они могут применить, какие есть проблемы… Потому что дальнейшая работа со следующими субъектами должна быть другого уровня», — подчеркивает директор международного детского центра.

На встрече с финалистами конкурса «Учитель года России», 5 октября, глава государства поддержал идею введения должности советника по воспитанию во всех школах. Таким образом, в 2022 году конкурсный отбор на должность советников «Навигаторы детства» при поддержке федерального проекта «Патриотическое воспитание» может пройти уже во всех регионах. А к концу 2024 года благодаря развитию этого направления не менее 24% россиян будут вовлечены в систему патриотического воспитания.

Источник: Портал национальные проекты.рф

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий