«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего»

Супруги Николай и Елена Рерихи Искусство

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА

Путешествие Рерихов по Руси в 1903–1904 годах

Сергей СКОРОДУМОВ
Сотрудник Международного
Центра Рерихов,
председатель
Ярославского Рериховского
общества «Орион»,
член президиума
Ярославского областного
отделения ВООПИиК,
советник Российской академии
естественных наук.

Когда двое устремлённо и непреложно мечтают о Высоком, их мечты обязательно сбываются. Вместе они преодолевают все препятствия. И даже сам рок становится над ними не властен…

Удивительна и очень красива история встречи всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха со своей будущей супругой Еленой Ивановной Шапошниковой. Казалось, эта встреча, которая произошла в 1899 году в городе Бологое Тверской губернии, была предопределена самой судьбой. В год окончания гимназии Николай Рерих написал «Детскую сказку», в которой рассказывается о прекрасной царевне на выданье. По сюжету из всех завидных женихов она выбирает певца, подарившего ей веру в себя и дальний путь. Этой сказке суждено было воплотиться в действительность. Елена Ивановна мечтала посвятить свою жизнь человеку искусства. При встрече между молодыми людьми возникло высокое чувство, и они сохранили его на всю жизнь. Художник считал, что под его картинами должно стоять два имени – женское и мужское. Он признавал за Еленой Ивановной духовное водительство в их семье и посвятил
жене несколько прекрасных полотен. Одно из них – «Ведущая».

Елена и Николай Рерих

На нем изображены мужчина и женщина, которые совершают трудное восхождение в гору, и впереди идет женщина.

Сегодня в городе Бологое на месте встречи Рерихов установлен памятник Любви. И, наверное,
это единственный монумент, посвященный столь высокому чувству. На памятнике запечатлены
проникновенные слова Николая Константиновича: «…В Бологом, в имении князя П.А.Путятина, я встретил Лад, спутницу и вдохновительницу. Радость!»

В Бологом, в имении князя П.А.Путятина, я встретил Лад

В их семье родились два сына – Юрий, ставший выдающимся ученым-востоковедом, и Святослав, выбравший, как и его отец, путь художественного творчества. Велики достижения этой выдающейся семьи. Как и деятели эпохи Возрождения, они проявили себя одновременно в самых разных направлениях творчества – в искусстве, в науке, в литературе.

Святослав Рерих писал: «Все мы каждый в своей области, трудились, но все работали всегда
вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим».

Итогом их великих жизней стало сразу несколько достижений, которым еще предстоит сыграть важную роль для человечества. Н.К.Рерих, создавший около 7 тысяч великолепных живописных полотен, стал автором первого в истории планеты международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который подписали 15 апреля 1935 года представители двадцати одной страны. Этот договор получил название Пакта Рериха. Всемирно известный художник стал организатором знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). Ее путь пролегал через Индию, Китай, Алтай, Монголию и Тибет. Во время экспедиции был собран уникальный материал, для изучения которого на территории Индии в долине Кулу Рерихи основали Гималайский институт научных исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита – «Свет Утренней звезды»). В ходе работы института сформировались совершенно новые направления и подходы к научным изысканиям.

В словаре «Русская философия» говорится о том, что в процессе сотворчества философа, ученого и публициста Елены Ивановны Рерих с Махатмами (великими индийскими философами) было создано Учение Живой Этики, «основанное на представлении об энергетической природе всего сущего и синтезирующее духовно-нравственные ценности вост. и
зап. культуры, а также практические наставления по самосовершенствованию человека».

Сегодня роль семьи Рерихов в развитии и укреплении российско-индийских культурных связей, их вклад в мировую культуру неоднократно подчеркивались на уровне высшего руководства России и Индии. В Москве Н.К. и Е.И. Рерихам установлен памятник. В 2009 году памятник Н.К.Рериху открыт также на Алтае. В честь семьи Рерихов названа малая планета. Им посвящены вершины, перевалы и ледники на Алтае и Тянь-Шане.

Именем Рериха назван кратер на Меркурии…

Именем Рериха назван кратер на Меркурии

Побывав во многих странах мира, всю свою жизнь Рерихи посвятили творческому служению России, развитию ее культуры и духовности. Еще в 1886 году выдающийся поэт Федор Тютчев написал такие строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Эти слова верны на все времена. Не интеллект, а именно обращенное к сердцу человека искусство, включающее живопись, литературу и музыку, помогает нам постичь суть России. И на картинах Рериха, посвященных Родине, перед нами предстает душа России, воплощенная в ее исторических событиях, древних памятниках, образах героев и подвижников.

Города, которые посетили Рерихи во время поездки

В 1903 году Николай Константинович, будучи секретарем Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной направился в путешествие «от Казани и до границы литовской». Эта поездка стала их первой большой экспедицией. Они посетили древние города, связанные с русской историей. В 1904 году художник продолжил экспедицию по России самостоятельно. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов и населенных пунктов. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Гродно, Вильна, Рига, Ковно, Изборск, Псков, Тверь, Калязин, Углич, Звенигород и другие. Ярославская газета «Северный край» № 145 от 5 (18) июня 1903 года в разделе «Городская хроника» опубликовала сообщение о посещении художником Ярославля: «Императорским обществом поощрения художеств командируется художник Н.К.Рерих, который должен совершить поездку по России и дать целую коллекцию эскизов и этюдов остатков русской старины. Г[осподин] Рерих, между прочим, предполагает побывать у нас в Ярославле, как городе, имеющем много археологических древностей, а также посетить Юрьев, Ростов, Углич, Смоленск, Владимир, Печору, Ригу, Изборск, Псков и много других городов. Императорским археологическим обществом, которое желает собрать возможно полную коллекцию старинных городищ, г-ну Рериху предложено попутно зарисовать памятники археологической древности».

Картины Рериха, посвящённые старине

Н.К.Рерих писал о своем совместном путешествии с супругой: «Большое это было хождение по разным историческим местам.

Картины Рериха

Всюду писались этюды – Елена Ивановна всюду снимала фотографии. Часть ее снимков вошла и в “Историю искусства” Грабаря, и в другие труды, посвященные памятникам старины».

Примечательно, что изображения храмов на картинах Н.К.Рериха и на фотографиях Елены Ивановны часто сделаны с одного и того же ракурса.

Николай Константинович интересовался древнерусской архитектурой различных эпох, изучал фрески, иконы, старинную живопись. Результатом экспедиции стала архитектурная серия картин Н.К.Рериха, его очерки, выступления, а также великолепные фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих.

Казанский кремль

Публикация во «Владимирской газете» № 136 от 18 июня 1903 года, обнаруженная автором данной статьи в Государственном архиве Владимирской области, описывает еще одну цель путешествия Н.К.Рериха: «Санкт-Петербургский попечительский о сестрах Красного Креста комитет уведомил на днях владимирского губернатора, что им поручено секретарю Императорского общества поощрения художеств Николаю Константиновичу Рериху исполнение фотографий и акварелей с архитектурных памятников и местностей г. Владимира и Владимирской губернии для издания в виде художественных открытых писем и альбомов Красного Креста. Ввиду того, что доход с художественных изданий поступит в пользу учреждений Красного Креста, губернатор предложил полицмейстерам и уездным исправникам Владимирской губернии оказывать г[осподину] Рериху при исполнении им поручений комитета должное содействие».

Путешествие Рерихов "по старине"

Храмы

Таким образом, путешествие осуществлялось с благотворительной целью. Планировалось издать картины художника в виде открыток и альбомов, дабы средства от их продажи поступили в фонд Красного Креста. Эта благородная задача также была выполнена.

Издательство при Общине Святой Евгении выпустило открытки с репродукциями картин Н.К.Рериха.

Ярославль. Храм Ильи Пророка

Рерихи восхитились красотой русской старины и были очень огорчены состоянием памятников культуры и отношением к ним. «Последовательно прошли передо мною Московщина, Смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония, и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками, и много где памятники стоят мертвыми», – писал художник в очерке «По старине». Именно это путешествие дало Николаю Константиновичу импульс для широкой международной деятельности по охране памятников культуры.

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи XVII в.

История сохранила несколько случаев, когда всемирно известные памятники находились на грани уничтожения. Так, в 1784 году в Боголюбовом монастыре было принято решение разобрать знаменитый храм Покрова на Нерли, чтобы потом использовать камни для постройки монастырской колокольни. Церковь, впоследствии признанная во всем мире шедевром древнерусского зодчества, уцелела только каким-то чудом.

Подрядчики, которых собирались нанять для демонтажа храма, запросили слишком высокую цену за свою работу, что и решило исход дела в пользу храма.

К началу XX века, когда проходило путешествие Рерихов «по старине», состояние древних памятников и отношение к их охране все еще оставляли желать лучшего. Н.К.Рерих горестно восклицал: «Что же мы видим около старины? Грозные башни и стены заросли, закрылись мирными березками и кустарником. Величавые, полные романтического блеска соборы задавлены ужасными домишками. Седые иконостасы обезображены нехудожественными доброхотными приношениями. Все потеряло свою жизненность. И стоят памятники, окруженные врагами снаружи и внутри. Кому не дает спать на диво обожженный кирпич, из которого можно сложить громаду фабричных сараев, кому мешает стена проложить конку, кого беспокоят безобидные изразцы и до боли хочется сбить их и унести, чтобы они погибли в куче домашнего мусора».

Но были примеры и успешных действий по сохранению памятников культуры. Один из них – случай из истории Ростовского кремля, построенного в 1650–1680 годах по замыслу заказчика – митрополита Ионы Сысоевича. В 1787 году архиерейскую кафедру перенесли в Ярославль, и Ростовский кремль начал ветшать. Богослужения в храмах уже не велись, а митрополичьи палаты и другие постройки сдавались в аренду под склады. В середине XIX века возникла идея отдать кремль под снос, а на его месте построить торговые ряды. К счастью, до ее практического применения дело так и не дошло. Архитектурная жемчужина России сохранилась благодаря помощи местного купечества. В 1860-е и вторично в 1880-е годы были собраны благотворительные пожертвования на реставрацию кремля. И в 1883 году для общественности уже был открыт музей церковных древностей.

«Мы признали значительность и научность старины; мы выучили пропись стилей; мы даже постеснялись и перестали явно уничтожать памятники древности. Мы уже не назначим в продажу с торгов за 28 000 рублей для слома чудный Ростовский кремль с расписными храмами, с княжескими и митрополичьими палатами, как это было еще на глазах живых людей, когда только случайность, неимение покупателя спасли от гибели гордость всея Руси», – писал Н.К.Рерих.

Будучи в Ростове Великом, Николай Константинович создал ряд этюдов, на которых изображен местный Кремль. О дружбе Н.К.Рериха с хранителем Ростовского музея древностей Иваном Александровичем Шляковым свидетельствует их переписка.

Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом. Во время раскопок были обнаружены предметы X века (железные ножи, железная дужка, фрагменты гребня и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей (25 номеров) хранится в фондах отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. А еще недалеко от Ростова находится местечко Варницы, где в 1314 году родился мальчик Варфоломей, ставший впоследствии Святым Сергием Радонежским, который воспитал характер русского народа, боролся за единение раздробленной на отдельные княжества Руси и в 1380 году благословил князя Дмитрия Донского на победную Куликовскую битву.

Выдающийся ученый, один из основателей современного научного рериховедения Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Н.К.Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. …

Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. …Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. …Обони, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что первое – основа всему. …Казалось, Сергий и его
жизнь предопределили и выбор маршрута путешествия по старинным русским городам».

Образ Святого Сергия был особенно близок и почитаем в семье Рерихов. Николай Константинович неоднократно бывал в Троице-Сергиевой лавре. Он называл Лавру «Памятником Русской Славы» и изобразил ее на нескольких своих живописных полотнах, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому.

Рерихи видели в Святом Сергии своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам.

Важнейшую роль в деле охраны памятников Рерих отводил общественности. «Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение ее…

Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, пока наконец этот порыв не перейдет в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна», – писал Николай Константинович.

В результате путешествия по Руси в 1903–1904 годах на картинах Н.К.Рериха остались запечатленными прекрасные архитектурные памятники. Всего художник создал около 90 работ.

Искусствовед Сергей Эрнст назвал их «Пантеоном нашей былой Славы» и «Российскими Елисейскими Полями». Интересна и во многом трагична судьба этих архитектурных этюдов. Зимой 1904 года работы Н.К.Рериха были представлены на выставке в Петербурге в залах Императорского общества поощрения художеств.

Экспозиция пользовалась большим успехом. Ее посетили многие высокопоставленные особы.

На выставке побывал император Николай II c императрицами Марией Федоровной и Александрой Федоровной и великой княгиней Ольгой Александровной. Планировалось приобрести картины Н.К.Рериха для Русского музея.

Однако началась русско-японская война, и это намерение, к сожалению, не осуществилось.

В то же время некий коммерсант Гринвальдт решил организовать на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе (США) большой отдел русского искусства. Среди 800 представленных картин известных русских художников оказались и 73 работы Н.К.Рериха, в основном его этюды старинного русского зодчества.

Однако Гринвальдт не смог заплатить необходимую пошлину.

В итоге все картины были конфискованы и назначены к продаже с торгов. Так произведения русского искусства разошлись по США и Южной Америке. Часть произведений Н.К.Рериха попала в Оклендскую художественную галерею в Калифорнии. В 1963 году эти работы были переданы Нью-Йоркскому музею Рериха.

В 1976 году Кэтрин Кэмпбелл Стиббе (верная сотрудница Рерихов в Америке) передала в дар России 41 картину архитектурной серии Н.К.Рериха. Сегодня они находятся в фондах Государственного музея Востока. К сожалению, эти работы долгое время экспонировались под неточными названиями. Необходима тщательная работа по их атрибуции.

Интересно отметить, что, уделяя особое внимание изучению проблемы переселения народов и
исторического единства их культур, во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) Н.К.Рерих вспоминает свое путешествие по древнерусским городам. Так, в своем экспедиционном дневнике «Алтай-Гималаи» Н.К.Рерих пишет о посещении одного из монастырей в княжестве Сикким:

«Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она прекрасная фресковая живопись. Вот они, цветные орнаменты, обвившие все наличники оконцев и дверей. Вот те же согбенные спины богомольцев, преданных вере. И огни прилежных приношений…»

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ: Журнал Веси. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий