Приобщение к прекрасному. Леонардо да Винчи: Мона Лиза

Самая известная работа Да Винчи стремилась раскрыть душу прекрасной дамы через ее глаза и улыбку Искусство

Мона Лиза, также называемая Портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо, итальянская «Джоконда» или французская «Джоконда», картина маслом на панели из тополя кисти Леонардо да Винчи, вероятно, самая известная картина в мире.

Она была написана где-то между 1503 и 1519 годами, когда Леонардо жил во Флоренции, и сейчас она висит в Парижском музее Лувр, где она оставалась объектом паломничества в 21 веке. Загадочная улыбка натурщицы и ее недоказанная личность сделали картину источником постоянного расследования и восхищения.

Леонардо да Винчи: Мона Лиза

Сюжет

У этой прекрасной Мадонны есть своя комната в Лувре, спроектированная специально для ее защиты. Мона Лиза, творение великого художника Леонардо Да Винчи, покорила сердца любителей искусства и широкой публики по всему миру. Так что же сделало этот, казалось бы, простой портрет таким увлекательным?

Давайте начнем с самой женщины, сидящей среди пейзажа, окруженной спокойствием и тишиной. Мона Лиза, также известная как Джоконда, изображает жену некоего Франческо дель Джоконда. Само слово “Джоконда” на итальянском языке буквально переводится как «счастливая».

В этом и заключается красота улыбки Моны Лизы, самого простого признака идеала счастья и удовлетворенности. В большинстве произведений искусства, особенно 15-го и 16-го веков (это произведение искусства было создано в начале последнего года), символизм и душевность изображенных персонажей обычно проявлялись только через жесты, предметы и надписи.

Самая известная работа Да Винчи стремилась раскрыть душу прекрасной дамы через ее глаза и улыбку, делая ее живой загадкой, с душой, которую можно увидеть, но к которой никогда не приблизишься. Теперь давайте посмотрим на предысторию.

Приобщение к прекрасному. Леонардо да Винчи: Мона Лиза

На картине изображена женщина на портрете в половину тела, на фоне которого изображен далекий пейзаж. И все же это простое описание, казалось бы, стандартной композиции дает мало представления о достижениях Леонардо. Ракурс в три четверти, при котором положение натурщика в основном обращено к зрителю, отличается от стандартной позы в профиль, используемой в итальянском искусстве, и быстро стал общепринятым для всех портретов, который используется и в 21 веке. Мягкое скульптурное лицо предмета показывает умелое обращение Леонардо ссфумато (использование тонкой растушевки) и раскрывает его понимание мускулатуры и черепа под кожей. Тонко раскрашенная вуаль, тонко уложенные локоны и тщательная обработка сложенной ткани демонстрируют тщательно изученные наблюдения Леонардо и его неиссякаемое терпение. Более того, чувственные изгибы волос и одежды натурщицы перекликаются с формами долин и рек позади нее. Ощущение общей гармонии, достигнутое в картине, особенно очевидное в легкой улыбке натурщика, отражает идею Леонардо о космической связи, соединяющей человечество и природу, что делает эту картину непреходящим свидетельством видения Леонардо. В своем изысканном синтезе натурщика и пейзажа Мона Лиза установила стандарт для всех будущих портретов.

На уровне груди Моны Лизы лежит извилистая дорога, ведущая к отдаленному мосту, окруженному зеленью. Эти пейзажи были написаны в ярких и теплых тонах, чтобы изобразить мир человека, знакомые места. Однако, по мере того, как вы продвигаетесь дальше, пейзаж меняется, переходя в более скалистые горные местности и нескончаемые потоки воды. Художник начал этот пейзаж на уровне глаз натурщика и использовал более тяжелые и толстые мазки, чтобы показать дикую природу за пределами миров, которые мы знаем и населяем.

Для дополнительного удовольствия, если вы внимательно посмотрите на правый глаз этой загадки, вы увидите инициалы художников. Хотя «Мона Лиза» в своей простейшей форме представляет собой портрет женщины, сидящей в открытой ложе, многие утверждают, что предполагаемый идеал, который воплощает картина, — радость и счастье души, недостижимой и неприкосновенной для неизвестного, — это ни в коем случае не традиционный портрет. Им также восхищались за изображение связи между природой и человечеством.

Было много предположений и споров относительно личности автора портрета. Ученые и историки выдвигали многочисленные интерпретации, в том числе, что это Лиза дель Джокондо (урожденная Герардини), жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео дель Джокондо, отсюда и альтернативное название работы «Джоконда«. Эта идентичность была впервые предложена в 1550 году биографом художника Джорджо Вазари. Другая теория заключалась в том, что моделью могла быть мать Леонардо, Катерина. Эта интерпретация была предложена, среди прочего,Зигмунд Фрейд, который, казалось, думал, что загадочная улыбка Моны Лизы возникла из — возможно, бессознательного воспоминания об улыбке Катерины. Третье предположение заключалось в том, что картина была, по сути, автопортретом Леонардо, учитывая сходство черт лица натурщика и художника. Некоторые ученые предположили, что загадкой художника было переодевание в женщину. Личность натурщика окончательно не доказана. Многочисленные попытки в 21 веке разрешить спор путем поиска останков Лизы дель Джокондо, чтобы проверить ее ДНК и воссоздать изображение ее лица, были безрезультатными.

История

Леонардо да Винчи начал писать «Мону Лизу» около 1503 года, и это было в его мастерской, когда он умер в 1519 году. Вероятно, он работал над ней с перерывами в течение нескольких лет, добавляя несколько слоев тонкой масляной глазури в разное время. Небольшие трещины в краске, называемые кракелюром, появляются по всему изделию, но они более мелкие на руках, где более тонкая глазурь соответствует позднему периоду Леонардо.

Французский король Франциск I, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни, приобрел эту работу после смерти художника, и она стала частью королевской коллекции. На протяжении веков портрет был спрятан во французских дворцах, пока повстанцы не объявили королевскую коллекцию собственностью народа во время Французской революции (1787-99). После периода, когда Мона Лиза висела в спальне Наполеона, на рубеже 19-го века Мона Лиза была установлена в Лувре.

В 1911 году картина была украдена, что вызвало немедленную сенсацию в СМИ. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея живописи подал в отставку, а поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо были даже арестованы в качестве подозреваемых. Два года спустя арт-дилер во Флоренции предупредил местные власти о том, что мужчина пытался продать ему картину. Полиция обнаружила портрет, спрятанный на ложном дне сундука, принадлежащего Винченцо Перуджи, итальянскому иммигранту, который некоторое время работал в Лувре, устанавливая стекло для нескольких картин, включая «Мону Лизу«. Он и, возможно, двое других рабочих спрятались в шкафу на ночь, сняли портрет со стены утром 21 августа 1911 года и убежали, не вызвав подозрений. Перуджа был арестован, осужден и заключен в тюрьму, в то время как Мона Лиза совершила турне по Италии, прежде чем триумфально вернуться во Францию.

Во время Второй мировой войны Мона Лиза, признанная наиболее подверженным опасности произведением искусства в Лувре, была эвакуирована в различные места в сельской местности Франции и возвращена в музей в 1945 году после объявления мира. Позже, в 1963 году, картина побывала в Соединенных Штатах, собирая около 40 000 человек в день во время шестинедельного пребывания в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1974 году она также побывала в Токио и Москве.

Прежде чем найти постоянный дом в Лувре, она более века жила у короля Франсуа I. Именно тогда король Людовик XIV забрал ее из владения предыдущего владельца и поместил в Большом дворце Версаля. Незадолго до ее переезда в Лувр Мона Лиза также находилась в будуаре Наполеона Бонапарта. В 1911 году, когда портрет был украден из Лувра (в чем когда-то подозревали Пабло Пикассо, хотя доказательств не было найдено), мир запаниковал, обнаружив его, и искренне обрадовался, когда его вернули два года спустя.

Сегодня, в то время как продолжаются раскопки для извлечения останков Лизы Герардини дель Джокондо в бывшем монастыре Сант-Орсола во Флоренции, Национальный комитет по оценке исторических, культурных и экологических ценностей Италии обратился с призывом собрать сто тысяч подписей с просьбой о том, чтобы «Мона Лиза» была сохранена, привезена обратно в Италию, чтобы ее можно было выставить во Флоренции, спустя сто лет после того, как была найдена легендарная картина Леонардо да Винчи, украденная из парижского Лувра.

С момента своего прибытия в Лувр в 1815 году Мона Лиза получила множество цветов и любовных писем. Ее загадочное и отчужденное поведение по-прежнему продолжает привлекать внимание (и сердца) людей по всему миру.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий