Интересные факты о художнике Валентине Серове

Художник Валентин Серов Искусство

19 января 1865 года в Петербурге родился Валентин Александрович Серов – русский живописец, классик мировой живописи. За свою не долгую жизнь (1865-1911 гг.) сумел создать не одну сотню портретов и картин. Многие его работы признаны эталонами своего жанра, а сам Серов заслужил славу лучшего портретиста своей эпохи.

Валентин Александрович Серов – ученик Репина и Чистякова, прославился как лучший европейский живописец. За недолгую творческую жизнь художник успел написать большое количество портретов знаменитостей, среди которых был князь Павел Александрович, за портрет которого автору вручили «grand prix» на парижской выставке 1900 года, дети Александра III, Левитан, Шаляпин, и многие другие деятели политики и культуры. Жизнь самого творца была необычайно насыщенной и окрашенной яркими событиями, о чем свидетельствуют интересные факты его биографии.

Валентин Серов писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись и состоял в совете Третьяковской галереи. «Девочка с персиками», полотна с членами императорской семьи, афиша с Анной Павловой и портрет обнаженной Иды Рубинштейн — вспоминаем творчество известного русского художника.

Его мама позировала Репину для его картины «Царевна Софья». Была достаточно суровой женщиной. После смерти мужа уехала учиться в Мюнхен. А Валентина отдала на воспитание в Баварскую семью. После возвращения в Россию у Серова был ужасный акцент.

Мама Валентина Серова позировала Репину для его картины "Царевна Софья"

Серов в детстве

Валентин Серов родился в творческой семье, его отец Александр Николаевич Серов музыкальный критик, состоявшийся композитор, а также художник-любитель. В 44 года он женился на своей 17-летней ученице, талантливой пианистке Валентине Бергман. Важное место в жизни и в творчестве супругов Серовых занимало изучение творчества композитора Вагнера.

Родители ласково обращались к нему: Валентоша. Валентин плавно перешло в ласковое Валентоша. А Валентоша со временем перешло в Антошу. Друзья художника называли его Антоном. Даже имеются письма, где в строке адресат написано Валентину Серову, а само письмо начинается со слов «Дорогой Антон».

Известно, что проявляемый в детстве художественный талант юного Серова раздражал учителей в гимназии. Ведь мальчик рисовал каждую минуту, за что его лишали тетрадей с рисунками и ставили в угол. Заканчивалось все тем, что гнев педагогов сменялся любопытством и восторгом, а затем и просьбой нарисовать портрет.

С 8 лет Валентин Серов занимался в мастерской Ильи Репина. Мастер высоко ценил ученика за талант и трудолюбие, называя его «Геркулесом в искусстве». Как вспоминал Репин после смерти любимого ученика, Валентин с детства отличался необычайной серьезностью и целомудрием. Однажды художники отправились на Украину, чтобы собрать материал для «Запорожцев». Остановившись в Киеве у приятеля, Репин сделал замечание одному профессору — любителю фривольных шуток, попросив того не развращать юного гения. «Я не развратим», — последовал ответ мальчика.

Когда Серову было девять лет, его творческие успехи отметил скульптор Марк Антокольский. Он посоветовал матери нанять для мальчика педагога из русских художников. Учителем Серова стал молодой Илья Репин.

Занятия с Репиным начались в Париже, затем продолжились в Москве. Серов поселился в доме учителя — они вместе писали натурщиков и ходили на этюды. В 1880 году Серов с рекомендательным письмом от Репина поехал в Петербург. Он сдал экзамены и поступил в Петербургскую Академию художеств в класс Павла Чистякова. Молодой художник изучал «чистяковскую систему» строгого построения рисунка и вырабатывал собственные художественные взгляды.

«И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени»
Павел Чистяков

Спустя пять лет обучения Валентин Серов бросил академию: он хотел работать самостоятельно. Позднее художник писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного Чистякова».

Серов очень любил приезжать в поместье к своему родственнику Дервиза в Домотканово. Во время очередного визита художник задал хозяину вопрос, а приносит ли его имение ему доход, да какой там — ответил он. А вот мне твое имение доход приносит. Что не нарисую, всё продаётся.

Серов часто гостил в Абрамцеве — подмосковной усадьбе купцов Мамонтовых. Здесь он написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками». Юная натурщица позировала Серову каждый день почти два месяца.

Портрет 12-летней Веры Мамонтовой — знаменитое полотно «Девочка с персиками»

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров»

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Художник давно мечтал написать портрет в саду, где играют солнце и тень листвы. Он говорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Работа над полотном шла три месяца. Мария Симонович должна была позировать художнику несколько часов в день и при этом — думать о приятном, чтобы сохранять задумчивое и расслабленное выражение лица. Но девушку это не смущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».

Картина была создана, когда ему было лишь 23 года. Современники вспоминали, что незадолго до своей смерти, художник, долго рассматривал картину в Третьяковской галерее, после чего махнул рукой и сказал «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем»

«Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на выставке Товарищества передвижников в 1888 году. С ними к Валентину Серову пришло признание критиков и публики. Живописную манеру художника и смешение жанров — портрета, пейзажа и интерьера — особенно высоко оценили импрессионисты.

В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой — она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, затем поселились в Москве. В 1890-е годы художник много работал над заказными портретами и путешествовал по России.

«Девочка с персиками», «Летом», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр 1», «Баба с лошадью», «Похищение Европы» – его работы

Свою знаменитую картину «Мика Морозов» Серов рисовал за несколько сеансов. Чтобы ребёнок долго позировал и не убегал, периодически в коробку напротив, клал для него новый подарок. Мика постоянно хотел заглянуть туда, тем самым выражал на своём лице удивление и восхищение. Что было и надо Серову.

Свою знаменитую картину "Мика Морозов" Серов рисовал за несколько сеансов

У Серова не было своей мастерской. Он ходил по квартирам своих заказчиков, чтобы запечатлеть их в привычных для них интерьерах. Иногда он видел их такими, какими не видели их близкие родственники. Поэтому он шутя называл себя доктором. Портреты Серов рисовал долго, иногда по 90 сеансов. Княгиню Юсупову он рисовал два года. Она всё время говорила: — «Не знаю, что у него там получится, я то худею, то толстею».

Серов - Княгиня Юсупова
Серов — Княгиня Юсупова

Портрет своего покойного отца он писал 5 лет. Лицо он писал с актёра похожего на отца, а фигуру со своей жены.

Серов - Портрет М.Н. Ермоловой

Портрет М.Н. Ермоловой считается каноническим. На нём она как статуя, хотя её рост был 160 см. Чтобы написать её настолько величественной, Серов установил себе очень низкую скамеечку и работал с неё. Ермолова как никто другой умела держать паузу на сцене и в жизни была не многословна. Серов тоже не любил много говорить и поэтому работа над картиной проходила в полной тишине. Один из современников написал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия».

«Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму… Смех его был чрезвычайно тонок»

Константин Коровин

В 1910-е годы Валентин Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым на его Русских сезонах. Он написал портрет Дягилева, афишу балета с воздушной Анной Павловой и полотно с обнаженной Идой Рубинштейн. Изображение эпатажной танцовщицы напоминало египетские фрески. Серов восхищался своей натурщицей: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф».

У Серова была большая семья. Вместе с женой Ольгой Федоровной они воспитывали шестерых детей — двух девочек и четырех мальчиков. Приобретя известность, он принимает заказы от всех подряд, для него начинается кабала заказной портретной работы. Тем не менее, содержать семью и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно.

У Серова было шестеро детей. Старший позже эмигрировал в Ливан. Он разработал для Ливана правила дорожного движения, а позже под его руководством была построена первая горная электростанция.

Как Серов ни старался, приличных денег ему заработать не удавалось, и когда его не стало в возрасте всего лишь 46 лет из-за проблем с сердцем, у семьи не было денег на похороны.

Валентин Александрович Серов был очень организованным человеком, никогда не опаздывал и всегда выполнял заказы. В его доме не было телефона и он всегда посылал сына в соседний дом, чтобы позвонить, извиниться и перенести встречу. В один из дней в доме княгини Щербатовой зазвонил телефон и детский голос произнес: «Папа извиняется. Папа не сможет прийти. Папа умер». Когда он умер в доме было 80 копеек денег. От разорения семью спасли друзья и резко выросшие в цене картины.

В 1911 году Валентин Серов скончался от сердечного приступа, когда шел к заказчику писать портрет. Художника похоронили на Донском кладбище, позднее его тело перенесли на Новодевичье кладбище.

Источник: https://dzen.ru/a/XBuIUmE9-wCslB4N, https://vivareit.ru/, https://www.culture.ru/, http://sixdaysart.com/

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий