Музеи, галереи и коллекционеры десятилетиями, если не веками, сталкивались с вандализмом в отношении произведений искусства. Шедевры Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Рембрандта, известные своей историей, красотой, престижем и стилем, были среди известных произведений искусства, подвергшихся вандализму на протяжении многих лет.
Хотя для вандализма некоторых из самых известных произведений искусства в мире редко была логическая причина, эти культовые произведения пережили многое, включая символические протесты и проблемы с психическим здоровьем.
Кроме того, они также были источником горя или гнева для некоторых, таких как Ханс-Йоахим Больманн. Он был, пожалуй, самым известным арт-вандалом, история жизни которого — трагедия, вызывающая сочувствие, а не презрение.
В то время как Больманн вандализировал произведения искусства из-за своего психического состояния, некоторые просто использовали популярность картин в своих интересах. Большинство, возможно, хотели создать сенсацию только для того, чтобы поднять то, что они считают важной политической или социальной проблемой.
Вот некоторые популярные произведения искусства, которые подверглись вандализму:
Подсолнухи
«Подсолнухи» Винсента ван Гога — это коллекция из семи картин с изображением подсолнухов, созданных знаменитым голландским художником. Эта серия — одна из его самых личных работ, особенно потому, что Ван Гог хотел прославиться как художник подсолнухов.
Из семи одно было потеряно во время Второй мировой войны, а другое находится в частных руках. Остальные пять экспонируются в музеях по всему миру, включая Национальную галерею в Лондоне.
14 октября 2022 года двое протестующих против изменения климата из группы, известной как группа Just Stop Oil, попытались испортить картину в Национальной галерее, облив ее томатным супом. Затем двое протестующих приклеили свои руки к стене, на которой висела картина, прежде чем их арестовали.
Just Stop Oil опубликовала видео, на котором протестующие, которых опознали как Фиби Пламмер и Анну Холланд, открывают банки с супом и выплескивают его на картину.
«Что стоит больше? Искусство или жизнь? Стоит ли это больше, чем еда? Они стоят больше, чем правосудие»?
Однако картина, написанная Ван Гогом в 1888 году, не пострадала, поскольку находилась за защитным стеклом. В заявлении Национальной галереи говорится, что “рама была слегка повреждена, но картина не пострадала”.
Произведение искусства было выставлено на всеобщее обозрение через несколько часов после инцидента.
Члены протестной группы участвовали в аналогичных акциях протеста в Лондоне.
В июле целью вандалов была копия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в лондонской королевской академии искусств. Четверо активистов группы приклеили свои руки к раме массивной картины и нарисовали под ней надпись «No New Oil».
Леонардо да Винчи изобразил Тайную вечерю в виде фрески в миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие в 1497 году. Картина, подвергшаяся вандализму, была написана его учениками Джампьетрино и Джованни Антонио Больтраффио через 15 лет после создания оригинала.
В том же месяце двое других участников покрыли картину Джона Констебла «Сенная тележка» в Национальной галерее более апокалиптической версией картины в Национальной галерее.
Мона Лиза
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, широко признанная одной из самых известных картин в мире, часто становилась мишенью вандалов.
Картина эпохи Возрождения 16-го века находится в Лувре в Париже, Франция, с 1804 года. 30 мая 2022 года мужчина, переодетый в старушку в инвалидном кресле, бросил в картину торт. Однако картина не пострадала из-за защитного стекла.
“Стоя рядом с картиной, этот человек бросил в стеклянную витрину Моны Лизы пирожное, которое он спрятал в своих личных вещах. Этот акт никак не повлиял на картину, которая никоим образом не пострадала ”, — говорится в заявлении Лувра.
Мона Лиза имеет долгую историю нападений, и однажды ее тоже украли. На самом деле, именно кража в 1911 году, по мнению историков, принесла ей международную известность в течение двух лет, когда она оставалась пропавшей.
В 1956 году на неё дважды нападали. Один раз, когда кто-то плеснул кислотой в Монтобан, Франция, в «Мону Лизу», а позже еще раз, когда турист бросил в нее камень. В результате удара защитное стекло разбилось и повредило небольшую часть картины.
И снова в 1974 году, когда картина была выставлена в Токийском национальном музее, женщина-инвалид покрасила защитное стекло красными чернилами в знак протеста против политики музея в отношении инвалидов.
В 2009 году русская женщина бросила в картину терракотовую кружку. По сообщениям, она была зла на французские власти за отказ в ее просьбе о предоставлении гражданства. Однако стеклянный щит уничтожил кружку.
Богородица с Младенцем, Святой Анной и святым Иоанном Крестителем
Дева Мария с Младенцем, Святой Анной и святым Иоанном Крестителем — знаменитое произведение Леонардо да Винчи, ставшее объектом вандализма в 1987 году в Национальной галерее в Лондоне, Англия.
Мужчина вошел в музей со скрытым дробовиком и выстрелил в произведения искусства незадолго до закрытия. Гранулы не повредили картину напрямую, благодаря защитному стеклянному покрытию, но осколки стекла пробили картину, проделав дыру в том месте, где была нарисована мантия Девы Марии.
Согласно отчету «Нью-Йорк таймс» за 1988 год, картина была восстановлена с помощью процесса, который включал приклеивание к картине крошечных клочков бумаги.
Она была создана в 16 веке и в основном идентифицируется как карикатурное произведение искусства — типовые рисунки, созданные для последующего переноса на панели, стены или холсты.
Картина была приобретена в 1962 году британским правительством за счет общественных пожертвований, которые принесли 800 000 фунтов стерлингов (около 2,24 миллиона долларов США в то время), а также за счет собственных средств правительства в размере 350 000 фунтов стерлингов.
В том же году на неё напал вандал, который бросил в неё бутылку с чернилами.
Ночной дозор
«Ночной дозор» Рембрандта трижды становился мишенью вандалов — все в 20 веке.
Самый большой ущерб был нанесен в 1975 году, когда психически больной человек оставил на нем длинные порезы ножом. Это привело к серьезной реставрации картины. Но в 2019 году белая дымка вокруг поврежденных ножом участков вынудила реставраторов провести еще один раунд реставрации.
Помимо этого, в 1911 году была предпринята попытка вандализма, когда безработный кок попытался разрезать её ножом. В 1990 году другой безработный облил полотно кислотой, причинив минимальный ущерб.
Гигантский шедевр 17-го века, хранящийся в Государственном музее в Амстердаме, Нидерланды, также, как известно, избежал нападения нацистов. Он был частично поврежден с обеих сторон во время переезда.
Белый Крест
«Белый крест» — картина русского художника Казимира Малевича начала 20 века, часть его коллекции супрематизма, включающая абстрактные произведения искусства, такие как «Красный квадрат» и «Черный квадрат».
На картине изображен символ креста белого цвета на почти белом фоне. Размещенное в музее Стеделийк в Амстердаме, произведение искусства подверглось вандализму, когда художник-исполнитель по имени Александр Бренер нарисовал зеленый знак доллара на кресте в 1997 году.
Бренер, который защищал свой поступок, заявив, что он художник, вызвал в обществе Амстердама дискуссию о том, что представляет собой искусство, и что объясняет «терроризм».
Залив
«Залив» американской художницы Хелен Франкенталер, классическая современная картина 1963 года, находится в Детройтском институте искусств в США. В 2006 году она стала мишенью, возможно, невинно совершенного акта вандализма 12-летним мальчиком.
Мальчик, который посещал музей во время школьной экскурсии, приклеил жевательную резинку к картине. В то время она стоила 1,5 миллиона долларов и была самой ценной картиной в музее.
Хотя жвачка не нанесла никакого непоправимого ущерба, пришлось провести реставрационные работы на вандализированном произведении искусства, чтобы удалить небольшое пятно с уголка.
К сожалению, мальчик был отстранен от занятий школой.
Герника
Картина Пабло Пикассо «Герника», известная как один из самых известных актов вандализма, подверглась нападению в 1974 году. Это не только из—за прославленного создателя, но и из-за возможной славы человека, который совершил вандализм — Тони Шафрази.
Шафрази распылил слова «Kill Lies All» на картине, когда она была выставлена в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, США. Он протестовал против помилования, предоставленного тогдашним президентом США Ричардом Никсоном американскому солдату Уильяму Кэлли, осужденному за участие в массовом убийстве в Май Лай во Вьетнаме.
Согласно «Нью-Йорк таймс», когда его забирала полиция, Шафрази кричал: «Я художник, и я хотел сказать правду».
Картина не пострадала из-за толстого слоя лака на ней. Красные чернила из аэрозольной краски были быстро удалены хранителями музея.
«Герника» — шедевр легендарного Пикассо, созданный в серых, черно-белых тонах в 1937 году в знак протеста против бомбардировки баскского города Герника фашистскими союзниками генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании.
А как насчет Шафрази? Сегодня он является одним из крупнейших арт-дилеров, создав галерею Тони Шафрази. Он также помог вывести на международный рынок культовых художников-граффити, таких как Жан-Мишель Баския.