Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель

Гениальный художник Николай Рерих Искусство

Николай Константинович Рерих — известный русский художник, ученый, академик, путешественник, археолог и человек планеты

Николай Константинович) Рерих (1874-1947)

Николай Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей российской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его разносторонний дар, вероятно, можно сравнить только с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Николая Рериха огромно – более семи тысяч картин, разбросанных по всему миру, бесчисленные литературные произведения – книги, эссе, статьи, дневники…

Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге, Россия, 9 октября 1874 года, первенцем в семье юриста и нотариуса Константина Рериха и его жены Марии.

Родители Рериха, Константин (юрист) и Мария (нотариус), часто принимали у себя писателей, художников и ученых, и стимулирующая обстановка пробудила многие интересы Рериха.  Он вырос в комфортной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, с ее преимуществами общения с писателями, художниками и учеными, которые часто приезжали в гости к Рерихам.

В раннем возрасте он проявил любознательность и талант к разнообразной деятельности. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для проведения исследований в регион и взял юного Рериха на раскопки местных курганов. Приключение, связанное с раскрытием тайн забытых эпох его собственными руками, пробудило интерес к археологии, который продлился всю его жизнь. Благодаря другим контактам у него развился интерес к коллекционированию доисторических артефактов, монет и минералов, и он построил свой собственный дендрарий для изучения растений и деревьев. Будучи еще совсем молодым, Рерих проявил особые способности к рисованию, и к тому времени, когда ему исполнилось шестнадцать лет, он начал подумывать о поступлении в Академию художеств и продолжении карьеры художника. Однако его отец не считал живопись подходящим призванием для ответственного члена общества и настоял, чтобы его сын пошел своим путем в изучении права.

Николай Рерих фото в юности
Николай Рерих фото в юности

Был достигнут компромисс, и по окончании гимназии имени Карла Мая в 1893 году Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (он окончил его в 1898 году) и в Императорскую академию художеств. С 1895 года он учился в мастерской знаменитого Архипа Куинджи. В то время он тесно общался с известными деятелями культуры тех времен – В. Стасовым, И. Репиным, Н. Римским-Корсаковым, Д. Григоровичем, С. Дягилевым, который признал его художественный талант.

В возрасте 24 лет Николай Рерих уже был помощником директора музея Императорского общества поощрения искусств (Director of the Museum при Императорском обществе поощрения искусств) и, в то же время, помощником редактора художественного журнала “Мир искусства“ (”World of the Art»).

В 1895 году Рерих познакомился с выдающимся писателем, критиком и историком Владимиром Стасовым. Через него он познакомился со многими композиторами и художниками того времени — Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. На концертах в Придворной консерватории он впервые услышал произведения Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина и Прокофьева, и у него развился страстный интерес к музыке.

Вагнер особенно привлекал его, и позже, во время своей карьеры театрального дизайнера, он создал эскизы для большинства опер этого композитора. Более того, музыкальные термины и аналогии могут быть надлежащим образом применены к живописи Рериха. Он часто связывал музыку с использованием цвета и цветовых гармоний и применял этот смысл к своим проектам для оперы.

Как писала Нина Селиванова в своей книге «Мир Рериха»: «Изначальная сила творчества Рериха заключается в виртуозной и подчеркнутой симметрии и определенном ритме, подобном мелодии эпической песни».

Конец 1890-х годов ознаменовался расцветом русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангардисты формировали группы и союзы, возглавляемые молодым Сергеем Дягилевым, который на год или два опередил Рериха в юридической школе и был одним из первых, кто оценил его таланты как художника и исследователя русского прошлого.

Одним из первых достижений Дягилева стало основание совместно с принцессой Марией Тенишевой и другими журнала «Мир искусства». Этот журнал просуществовал относительно недолго, но оказал значительное влияние в российских художественных кругах. Журнал объявил себя врагом академиков, сентименталистов и реалистов. Она познакомила свою читательскую аудиторию, которая состояла в основном из интеллигенции, с жизненно важными элементами русских художественных кругов, европейским постимпрессионизмом и модернистским движением. Рерих внес свой вклад в издание и входил в его редакционную коллегию. Другими русскими художниками, участвовавшими в проекте, были Александр Бенуа и Леон Бакст, которые позже стали сотрудниками Рериха на заре создания «Русских балетов» Дягилева.

В 1897 году Н. Рерих окончил Санкт-Петербургскую академию художеств, и его выпускная дипломная картина “Посланник” была приобретена известным коллекционером произведений русского искусства П. Третьяковым.

После защиты университетской диссертации Рерих планировал отправиться на год в Европу, чтобы посетить музеи, выставки, студии и салоны Парижа и Берлина. Незадолго до отъезда он познакомился с Еленой, дочерью архитектора Шапошникова и племянницей композитора Мусоргского. Кажется, между ними сразу возникло взаимное влечение, и вскоре они были помолвлены. По его возвращении из Европы состоялась их свадьба.

Она стала его преданным товарищем и духовной сестрой по оружию на всю оставшуюся жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодая пара поженилась. Они шли бы рука об руку всю свою жизнь и дополняли друг друга как творчески, так и духовно.

Елена Рерих разделяла бы все устремления и инициативы Николая Рериха. В 1902 году родился их сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 году – Святослав, который выберет тот же путь, что и его.

Николай Рерих с женой Еленой и сыновьями
Николай Рерих с женой Еленой и сыновьями

В 1902 году Рерихи отпраздновали рождение своего первого сына Джорджа, а летом 1903 и 1904 годов они отправились в продолжительное турне по сорока городам России. Целью Рериха было противопоставить стили и исторический контекст русской архитектуры. Путешествие было полным открытий, поскольку, куда бы они ни направлялись, он мог обнаружить остатки прошлого России — древние памятники, церкви, городские стены и замки. Он обнаружил, что во многих случаях ими пренебрегали на протяжении веков.

Как археолог и историк искусства, он осознавал, каким важным ключом они были к истории культуры России. Он решил привлечь внимание к ситуации и каким-то образом организовать их защиту и сохранение, и с этой целью написал серию из семидесяти пяти работ, изображающих сооружения. Опыт этого путешествия оказал длительное воздействие, поскольку по возвращении в 1904 году Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, повсюду обеспечит защиту таких культурных ценностей, план, воплощенный тридцать один год спустя в Пакте Рериха. Такого рода мышление не было распространено в те дни и предвосхищало то значение, которое сегодня большинство стран мира придают сохранению своего культурного наследия.

В своих книгах Н. Рерих называл Елену Рерих “вдохновительницей” и “подругой”. Она была первой, кому он показал каждую из своих новых картин, и он высоко оценил ее художественную интуицию, а также ее тонкий вкус.

Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены. Но ее идеи нашли отражение не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну сферу деятельности Н.К. Рериха, где бы они не присутствовали. За каждым творческим актом Николая Рериха, за его стихами и сказками, за его картинами и путешествиями – всегда будет стоять Елена Рерих.

По словам С. Рерих «Сотрудничество Николая и Елены Рерих было редчайшим сочетанием полного созвучия на всех планах. Дополняя друг друга, они, казалось, сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения» [1, с. 49].

Сотрудничество Николая и Елены Рерих было редчайшим сочетанием полного созвучия на всех планах

В 1903-1904 годах Н.К. Рерих вместе со своей женой совершил поездку по старым городам России. Они посетили более 40 городов, известных своими древними памятниками. Целью этого “путешествия по древностям” было изучение корней русской культуры. Результатом поездки стала не только широкая серия картин художника, но и первые статьи Н. К. Рериха. В них он одним из первых поднял вопросы, касающиеся огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

Елена Рерих была необычайно одаренной женщиной, талантливой пианисткой и автором многих книг, включая «Основы буддизма» и русский перевод «Тайной доктрины» Елены Блаватской. Собрание ее писем в двух томах — пример мудрости, духовного прозрения и простых советов, которыми она делилась со множеством корреспондентов — как с друзьями, так и с врагами и коллегами.

Позже, в Нью-Йорке, Николай и Елена Рерихи основали Общество Агни Йоги, которое придерживалось живой этики, охватывающей и синтезирующей философии и религиозные учения всех эпох.

Побуждаемый необходимостью обеспечить некоторый доход своему новому семейству, Рерих подал заявление и получил должность секретаря школы Общества поощрения искусства, позже став ее главой, первую из многих должностей, которые Рерих занимал в качестве учителя и представителя искусства.

Рерих решил перестроить Общество и спасти его от академической посредственности, в которой оно пребывало многие годы. Он учредил систему обучения искусству, которая кажется революционной даже по сегодняшним стандартам: преподавать все виды искусства — живопись, музыку, пение, танец, театр и так называемые “промышленные виды искусства”, такие как керамика, роспись по фарфору, гончарное дело и механическое волочение — под одной крышей и предоставить своему факультету полную свободу действий по разработке собственной учебной программы.

Взаимообогащение искусств, которое пропагандировал Рерих, свидетельствовало о его склонности гармонизировать, сводить воедино и находить соответствия между кажущимися конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Это было отличительной чертой его мышления, и мы видим, как это проявляется во всех дисциплинах, которые он исследовал. Он постоянно стремился покончить с разделением на части, и, действительно, даже в своем собственном искусстве он бросил вызов категоризации и создал вселенную, уникально личную. В его трудах по этике также можно увидеть, что он постоянно стремился связать этические проблемы с научными знаниями об окружающем мире.

Это был дар Рериха, что эти «связи» казались ему такими естественными и проявлялись во всех проявлениях жизни. И именно этот талант к синтезу, которым он восхищался в других и поощрял в молодежи, позволил ему соотнести субъективное с объективным, философское с научным, восточную мудрость с западным знанием и навести мосты взаимопонимания между такими очевидными противоречиями. Он напомнил нам, что эти противоречия часто были результатом человеческого невежества, и что расширяющееся сознание, которому обязан следовать каждый человек, привело бы в конечном итоге к признанию иллюзорности, или относительности, вещей.

Как утверждает Гарабед Паэлян в своей книге «Николай Рерих»: Рерих… узнал то, чего не замечали другие люди; уловил связь между, казалось бы, изолированными явлениями и бессознательно ощутил присутствие неизвестного сокровища. Возможно, именно это «неизвестное сокровище» на картинах Рериха обращается к зрителю, настроенному на этот скрытый смысл, и дополнительно объясняет трансцендентные чувства, которые некоторые испытывают через его полотна.

В 1904 году Рерих написал первую из своих картин на религиозные темы. В основном они касались русских святых и легенд, в том числе «Послания к Тирону», «Огненной печи» и «Последнего ангела» — тем, к которым он вернулся с многочисленными вариантами в последующие годы. Сокровище ангелов было описано одним писателем: «Сонм ангелов в белых одеждах молча стоит ряд за рядом, охраняя таинственное сокровище, с которым связаны судьбы мира. Это иссиня-черный камень с вырезанным на нем изображением распятия, светящегося изумрудными оттенками». Ангелы — это раннее изображение иерархических Учителей, которые населяли сердце веры Рериха в Великое Братство, наблюдая за человечеством и направляя его в его вечном путешествии эволюции. «Камень», изображенный Рерихом, является отображением образа, который в различных формах повторяется на его картинах и во всех его произведениях. Слово «сокровище» занимает видное место в названиях многих картин Рериха, как, например, в «Сокровище горы» и «Скрытое сокровище». Очевидно, что он имеет в виду не материальное богатство, а скорее духовные сокровища, которые похоронены, но доступны тем, у кого есть желание их раскопать.

Тем временем поиски археологических сокровищ Рериха продолжались. Каменный век особенно заинтриговал его, и он собрал большую коллекцию артефактов той эпохи. Его картины часто отражали этот интерес, как, например, Три глефы, сюжет которых носит археологический характер и связан с древней легендой. Рерих писал о необычном сходстве техник каменного века и способов орнаментации в отдаленных друг от друга регионах земного шара. Сравнивая эти соответствия, он пришел к поучительным выводам относительно общности человеческого самовыражения и творчества.

Когда в 1906 году Дягилев проводил выставку русской живописи в Париже, Рерих был представлен 16 работами. Эти работы, а также тысячи других картин, в основном пейзажных, демонстрируют глубокое чувство Рериха к эпическим размерам и тайне природы, особенно доисторической. Затем последовала работа над сценографией для постановок оперы и русского балета. Его достижения в этой области возникли благодаря возможности создавать сценические образы прошлого, такие как «Россия 12-го века с «половецкими плясками» (1909) из «Князя Игоря» Александра Бородина или легендарная Скандинавия из «Пер Гюнта» Эдварда Грига (1912).

В 1915 году Рерих со своей семьей переехал в Сортавалу, Финляндия, чтобы оправиться от пневмонии. Когда Октябрьская революция 1917 года отложила его возвращение в Россию, он обратил свое внимание на живопись, брал задания по сценическому дизайну и писал чистый стих. В 1920 году Рерих иммигрировал в Соединенные Штаты, и в том же году они с женой основали Общество Агни Йоги (основано в 1946 году), учреждение, сочетающее элементы восточной мысли с современной западной моральной философией. Выставка из более чем 400 его работ дебютировала в Нью-Йорке, где Рерих основал Главный институт объединенных искусств (1921-37), для которого он собрал первоклассный профессорско-преподавательский состав для преподавания широкого спектра дисциплин. (В 1949 году институт был возрожден на Западной 107-й улице как Музей Николая Рериха.)

Рерих приобрел значительную репутацию в Соединенных Штатах, особенно среди состоятельных людей, многие из которых поддерживали его философию и предоставляли ему средства. В декабре 1923 года семья Рерихов начала расширенное исследование Индии и соседних регионов в поисках восточной духовности, которая стала играть все более важную роль в мышлении и художественном творчестве Рериха. Семья основала Гималайский исследовательский институт Урусвати в 1928 году в предгорьях Гималаев в долине Кулу в Химачал-Прадеше. Там же, хотя семья Рерихов продолжала путешествовать, они обосновались.

Рерихи высадились в Бомбее в декабре 1923 года и начали тур по культурным центрам и историческим местам, встречаясь по пути с индийскими учеными, эрудитами, художниками и писателями. К концу декабря они уже были в Сиккиме, на южных склонах Гималаев, и по скорости, с которой они достигли гор, становится ясно, что их интересовали Гималаи.

Они начали исследовательское путешествие, которое привело их в китайский Туркестан, Алтай, Монголию и Тибет. Это была экспедиция в неизведанные регионы, где они планировали изучить религии, языки, обычаи и культуру местных жителей.

Рерих написал об этой первой Центральноазиатской экспедиции в своей книге «Сердце Азии» и представляет читателю яркий рассказ о чудесах этой земли и ее людях. Однако нигде образы не являются такими яркими, как в пятистах или около того картинах, созданных в результате похода. В серии «Канченджанга, перевал Сикким, Его страна», «Великий дух Гималаев» и «Знамена Востока» мы можем увидеть философские концепции и идеи, рождающие визуальные образы, и великолепие Северной Индии, создающее физическую обстановку.

В «Пути» фигура Христа ведет по извилистому пути через скалы и пики Гималаев — метафора опасных препятствий, с которыми сталкивается духовный путешественник. На картинах присутствуют восточные религиозные фигуры и концепции, важными среди которых являются образы Господа Майтрейи — буддийского Мессии, Калки-Аватара Пуран, Ригдена Джепо из Монголии или Белого Бурхана с Алтая — все они описаны в легендах, которые связывают их с Правителем Шамбалы, которому “суждено появиться на земле для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты”.(цитируется по теософскому глоссарию Е. П. Блаватской)

Временами поход был трудным. Рерих рассказывает нам, что было преодолено тридцать пять горных перевалов высотой от четырнадцати до двадцати одной тысячи футов. Но это были испытания, для которых он чувствовал себя рожденным, веря, что суровость гор помогает человеку обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, куда бы они ни направлялись, вера рерихов в неотъемлемую доброту жизни и духовность человека укреплялась везде. Серия «Знамена Востока» Рериха, состоящая из девятнадцати картин, изображающих религиозных учителей мира — Мухаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, а также индийских и христианских святых и мудрецов, стала свидетельством единства религиозных устремлений и общих корней человеческой веры.

В противовес этим темам на картине Рериха представлен образ женщины и ее предназначенной роли в грядущей эпохе, и мы можем предположить, что то, что Елена Рерих написала другу в 1937 году, отражает собственную точку зрения Николая: “… женщина должна осознать, что она сама содержит в себе все силы, и в тот момент, когда она избавится от векового гипноза своего, казалось бы, законного подчинения и умственной неполноценности и займется разносторонним образованием, она создаст в сотрудничестве с мужчиной новый и лучший мир».… Космос подтверждает величие творческого принципа женщины. Женщина — олицетворение природы, и именно природа учит человека, а не человек природу. Поэтому, пусть все женщины осознают величие своего происхождения и пусть они стремятся к знаниям”. (опубликовано в «Письмах Елены Рерих 1935-1939», том II)

Николай Рерих изобразил великих женских божеств в таких картинах, как «Та, которая ведет», «Мадонна Труда» и «Мать мира». Эта последняя концепция, эквивалентная индийским Лакшми и Кали, является одним из самых вдохновляющих образов Рериха, величественно выполненных в глубоких синих и фиолетовых тонах. Вклад Елены Рерих в жизнь и творчество Николая трудно переоценить. Их союз лучше всего можно описать как сотрудничество на протяжении всей жизни в областях совместных усилий. Николас разделял ее философию, включающую в себя живую этику, и она мотивировала его в работе и в жизни. В какой-то момент их последних лет приближался юбилей, и он записал в своем дневнике: “Сорок лет — не меньше сорока. В таком долгом путешествии, встречая множество штормов и опасностей извне, вместе мы преодолели все препятствия. И препятствия превратились в возможности. Я посвятил свои книги Елене, моей жене, другу, попутчице, вдохновителю! Каждая из этих концепций была испытана в огне жизни. И в Петербурге, Скандинавии, Англии, Америке и по всей Азии мы работали, мы учились, мы расширяли наше сознание. Мы вместе творили, и недаром говорится, что произведение должно носить два названия — женского и мужского рода”.

По окончании их крупной экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов в предгорьях Гималаев, откуда открывался великолепный вид на долину и окружающие горы. Здесь они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов их экспедиции и тех исследований, которые еще предстояли. Деятельность Института включала ботанические и этнолого-лингвистические исследования, а также исследование археологических памятников. Под руководством своего отца два сына Рериха, Георгий и Святослав, собрали коллекцию лекарственных трав и провели обширные исследования в области ботаники и древних медицинских знаний, а также тибетской и китайской фармакопеи.

В следующем году, во время обратной поездки в Нью-Йорк на открытие нового помещения Музея Рериха, Рерих поднял вопрос, который был близок его сердцу в течение многих лет. Используя Красный Крест в качестве примера, он предложил договор о защите культурных ценностей как во время войны, так и в мирное время — предложение, которое он безуспешно пытался продвинуть в 1914 году. Проконсультировавшись с юристами, сведущими в международном праве, он составил проект Пакта и предположил, что флаг будет развеваться над всеми местами, находящимися под его защитой.

Этот флаг он назвал Знаменем мира. На Баннере изображены три сферы, окруженные кругом, пурпурного цвета на белом фоне. Из множества национальных и индивидуальных интерпретаций этого символа, возможно, наиболее распространенными являются интерпретации религии, искусства и науки как аспектов культуры, которая является окружающим кругом; или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в круге Вечности. Этот символ можно увидеть на печати Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, а также на византийских и римских артефактах. Им украшено изображение Страсбургской Мадонны. Это можно увидеть на многих картинах Рериха, в первую очередь на Мадонне Орифламма, на которой женщина изображена как носительница и защитница Знамени. Этот знак и сопровождающий его девиз «Pax Cultura» символизируют видение Рериха для человечества. Как он писал: “Давайте будем едины — вы спросите, каким образом? Вы согласитесь со мной: самым простым способом — создать общий и искренний язык. Возможно, в красоте и знании”. Усилия Рериха по обнародованию такого договора привели, наконец, 15 апреля 1935 года к подписанию народами Северной и Южной Америки — членами Панамериканского союза — Пакта Рериха в Белом доме в Вашингтоне. Этот договор все еще в силе. Многие отдельные лица, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и лежащие в их основе принципы.

Именно в его гималайских картинах легче всего найти свидетельства возвышенности духа и чувства миссии, которые побудили Рериха взяться за решение задач, которые он ставил перед собой. В них можно увидеть ощущение драмы, срочность послания, которое нужно отправить или получить, путешественника, которого нужно приветствовать, миссию, которую нужно выполнить, путь, по которому нужно путешествовать. Высокие горы символизируют духовные цели, которые человечество должно поставить перед собой. Рерих призывает людей к их духовному предназначению и напоминает им об их долге готовиться к Новой Эре, в которой Ригден Джепо соберет свою армию и под Знаменем Света победит воинство тьмы. Рерих-воин уже был вооружен и восседал на коне; он стремился собрать свою армию для битвы и потребовал, чтобы на их нагрудных знаках было написано слово “культура”.

Стремление к утонченности и красоте было священным для Рериха. Он верил, что, хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, мысль, которая вызывает их к существованию, не умирает, а является частью вечного потока сознания — устремлений человека, питаемых его направленной волей и энергией мысли. Наконец, он верил, что мир на Земле является необходимым условием выживания планеты и продолжения процесса духовной эволюции, и он призывал своих собратьев помочь достичь этого мира, объединившись на общем языке Красоты и Знания.

Николай Рерих скончался в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, а прах захоронен на склоне, обращенном к горам, которые он любил и которые были изображены во многих из его почти семи тысяч работ.

 

Литература:

1 С. Рерих. Стремление к прекрасному. М.: МЦР, 1993. – С. 49. – (Малая библиотека Рерихов).
2 Н. К. Рерих. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. – С. 60. – (Малая библиотека Рерихов).
3 Н. К. Рерих. Страницы дневника. М.: МЦР, 2000. – Т. 2. – С. 50.
4 Н. К. Рерих. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994. – С. 49. – (Малая библиотека Рерихов).
5 Н. К. Рерих. Страницы дневника. М.: МЦР, 2000. – Т. 2. – С. 82.
6 Н. К. Рерих. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, 1994. – С. 30. – (Малая библиотека Рерихов).

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий