В ЯХМ открылась выставка «Русские аристократы кистью европейцев»

В ЯХМ открылась выставка «Русские аристократы кистью европейцев» Искусство

Взгляд из далекого прошлого. Ярославский художественный вновь сделал родному городу подарок. Выставка из собрания Государственного исторического музея все лето будет гостить в Ярославле. На вернисаж в Музей зарубежного искусства отправились «Вести».

Отечественные сливки общества в иностранном исполнении. В Музее зарубежного искусства открылась выставка «Русские аристократы кистью европейцев». Картины прибыли из Москвы, из собрания Государственного исторического музея. Надо заметить, что экспозиция подбиралась специально для Ярославля.

Имена многих изображённых на портретах хорошо знакомы. Вот, к примеру, семья Голицыных. Боевой полковник был арестован по делу декабристов, но признан невиновным. Эти портреты кисти венгерского художника Шандора Козины. Мастер работал в разных городах мира. В сороковые — ненадолго приезжал в Россию.

Людмила Руднева, старший научный сотрудник, хранитель коллекции живописи XVIII века ГИМ:

«Русские аристократы любили портретироваться у иностранных мастеров. И когда путешествовали, и когда работали в посольствах. Старались портретироваться у модных мастеров. И нередко они способствовали приезду известных или малоизвестных портретистов, которые здесь обретали имя».

Учёные из Москвы утверждают, что это лучшие образцы портретов, исполненных иностранными мастерами в России. В Государственном историческом музее огромная коллекция, начиная с конца XVII века, и это приоритет выставочной деятельности. Для камерного зала Музея зарубежного искусства, как правило, подбираются особенные, можно сказать, штучные выставки.

Алексей Федорчук, заместитель директора ЯХМ:

«Это наша третья выставка с ГИМом. Сотрудничество во многом необычно, поскольку мы показываем части зарубежных коллекций крупнейшего исторического музея страны».

Диапазон выставки — почти полтора века. От портретов семьи Строгановых до работы немецкого художника Франкарта, от тридцатых годов XVIII века до середины XIX.

Мода существовала всегда. В том числе и на художников. Окно в Европу, распахнутое Петром Первым, позволило зарубежным художникам путешествовать по России и формировать семейные портретные галереи уже наших знатных особ.

— Он написал императорский портрет или портетритровал кого-то из великих княжон, и он уже в моде. И даже если он по художественным достоинствам не очень велик, но это же все придворный круг. Они стремятся заказать этому художнику портрет, — пояснил заместитель директора Ярославского художественного музея Алексей Федорчук.

Выезжая за границу, знать также стремилась запечатлеть себя в разные годы жизни. Портреты, которые Государственный исторический музей специально отобрал для экспонирования в Ярославском художественном, несомненно, написаны рукой больших мастеров. Два десятка работ охватывают более века истории парадного портрета и позволяют увидеть развитие этого жанра живописи.

— Постепенно идет трансформация от парадного, внешнего образа к такому внутреннему, сокровенному, — отметила старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов, хранитель коллекции живописи XVIII века Государственного исторического музея Людмила Руднева.

Вот два брата. Юные графы Остерманы. Гордая осанка, открытый взгляд. Пройдет много лет, и один станет кавалером всех российских орденов, а второй — действительным статским советником и губернатором Москвы. А вот малый парадный портрет «бриллиантового князя» Александра Борисовича Куракина. Волконские, Строгановы, Голицыны, Долгоруковы. Все они писали великую историю своей страны. А большие художники писали их. Так, чтобы через три столетия мы смогли поймать на себе взгляд человека из прошлого.

Марина Смарагдова, корреспондент:

«Слева — государственный канцлер, справа — московский губернатор. Но это в будущем. А пока братья Остерманы отличаются только цветом одежд».

Удивительное чувство вызывают эти произведения. Богатые одежды, переливы атласа, золото мундиров и блеск мехов отступают на задний план. А на переднем — лица, живые глаза, легкий румянец, задумчивые и строгие. Это история в лицах. Аристократия России оставила весомый след.

На открытии звучала музыка XVIII века, её могли слушать аристократы на родине и за рубежом. Сегодня говорили о том, что музейной дружбе быть, а ярославцы вновь впереди остальных в зарождающемся российском проекте «Музейные гастроли».

Первые иностранные живописцы были приглашены для работы в Москве, в Оружейной палате, еще в середине XVII века. Они стали учителями первых русских портретистов – создателей парсун. С тех пор приглашение иностранных художников в Россию стало традицией.

В экспозицию вошли произведения работавших в России носителей живописной культуры разных европейских школ: французов Жана-Луи Вуаля и Луи Станисласа Февра-Дюффе, немцев Франкарта, Давида Людерса, Фридриха Кюнеля, Иоганна Карла Лаша, австрийца Людвига Гуттенбрунна, датчанина МортенаТране Брюнниха и венгра Шандора Козины.

Самые ранние портреты на выставке исполнены в 1738 немецким художником Франкартом. К настоящему времени выявлено около десятка его работ, пять из них хранится в Историческом музее, все они экспонируются на выставке и позволяют увидеть развитие творческой манеры автора.

Особый интерес представляют и произведения венгерского портретиста Шандора Козины, работавшего во многих странах, а также в России на рубеже 1830–1840-х. Его работы, экспонируемые на выставке, характеризуют автора как талантливого мастера светского портрета, стремившегося передать утонченность и благородство натуры своих моделей, красоту предметного мира.

Портреты, экспонируемые на выставке, происходят из обширных фамильных портретных галерей княжеских усадеб Голицыных – Дубровицы Московской губернии и Барятинских – Марьино Курской губернии, из подмосковного музея-усадьбы Покровское-Стрешнево и Бытового музея 1840-х годов в Москве.

Среди портретов находятся изображения членов российских аристократических родов: князей Голицыных, Долгоруких, Барятинских, Волконских, Куракиных, Вяземских и Гагариных, графов Остерманов и Чернышевых-Кругликовых, баронов Строгановых, старинных дворянских семейств Соймоновых и Олсуфьевых.

Представленные на выставке произведения доносят до нас обаяние усадебных портретных галерей, образы их обитателей, какими они были увидены глазами иностранных художников.

Авторы идеи: Перевезенцева Наталья Андреевна, ведущий научный сотрудник отдела изобразительных материалов ГИМ, Руднева Людмила Юрьевна старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов, хранитель коллекции живописи XVIII века ГИМ.

Выставка работает с 17 июня по 18 сентября 2022 в музее зарубежного искусства (Ярославль, Советская пл., 2).

Источник:

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий