Из истории Ярославского театра

Волковский театр в Ярославле История

Виктория Марасанова,

доктор исторических наук, профессор,

зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью

Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

 

Ярославский городской театр в новой реальности русской провинции начала ХХ века

На рубеже XIX – XX веков Ярославский городской театр был одним из типичных провинциальных театров России. Но память о Федоре Волкове и слава первого русского театра всегда придавали ему особое положение. Не случайно ярко и торжественно в Ярославле прошел один из первых в России театральных юбилеев, посвященный 150-летию русского национального театра[1]. Фактически это был первый светский юбилей в городе, получивший общероссийский отклик.

Фёдор Волков
Федор Григорьевич Волков (1729–1763)

При этом в проведении первого театрального юбилея в Ярославле присутствовали все этапы и форматы современных PR-проектов:

— Обоснование цели и задач

— Выбор видов работ и мероприятий

— Определение целевой аудитории

— Распределение обязанностей в команде проекта

— Учет необходимых ресурсов и резервов

— График и сценарий проведения мероприятия

— Определение сметы

— Проведение мероприятия

— Подведение итогов и оценка эффективности мероприятия.

Празднование театрального юбилея получило детальное отражение в местной периодической печати, в газетах «Ярославские губернские ведомости» и «Северный край». Этот юбилей получил более широкое звучание в городском сообществе, чем юбилеи, к примеру, Демидовского лицея, выдающихся литераторов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и Н.В. Гоголя. Почему? Потому что власть и общественность нашли общий интерес и совместно готовили праздник. Театральный юбилей смог нарушить традиционную герметичность досуговых практик сословных замкнутых миров.

Со стороны официальных властей подготовку к юбилею возглавил тогдашний ярославский губернатор Борис Владимирович Штюрмер. В подготовке юбилея активно участвовали местные краеведы и, прежде всего, Леонид Николаевич Трефолев. По его инициативе велись поиски в ярославских и костромских архивах, где были выявлены ценные документы о Федоре Григорьевиче Волкове и его семье. В ярославском музее Древлехранилище открыли посвященную основателю национального театра  выставку.

Вопрос  о праздновании этого юбилея был поднят и в Обществе содействия народному образованию. Здесь тоже была избрана Волковская комиссия, которая немедля и приступила к работе. Она выработала проект устройства в Ярославле Народного дома имени Волкова, был намечен план устройства в Волковские дни праздничного народного гулянья, постановка общедоступных спектаклей в городском театре и в театре ЯБМ для рабочих и служащих, устройство народных чтений о Волкове по всем уездным городам и крупным селам губернии.

По сложившейся традиции ярославская городская театральная труппа к маю уже закончила свою работу, и актеры разъехались. Состоятельная ярославская публика предпочитала проводить летнее время за городом, в своих имениях или на дачах, поэтому спроса на театральные представления до осени не было.

В связи с этим было решено пригласить в Ярославль лучших артистов императорских театров из обеих столиц Санкт-Петербурга и Москвы. В спектаклях принимали участие Мария Николаевна Ермолова и супруги Ольга Осиповна и Михаил Провович Садовские из Малого театра, артистка Императорских театров Гликерия Николаевна Федотова, «звезда» Александринки Мария Гавриловна Савина.

В Ярославль приехали драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин, меценат и собиратель театральной старины Алексей Александрович Бахрушин, местный уроженец лирический тенор Леонид Витальевич Собинов.

Ярославский городской театр (до 1908 г.)
Ярославский городской театр (до 1908 г.)

Ярославский городской театр (до 1908 г.)

Торжества начались 9 мая 1900 года. В зале Екатерининского Дома призрения ближнего было устроено торжественное заседание Ярославской губернской ученой архивной комиссии – ЯГУАК. На нем присутствовали губернатор Штюрмер, директор Императорских театров князь Сергей Михайлович Волконский, ярославский городской голова Иван Александрович Вахрамеев, директор Демидовского юридического лицея Сергей Михайлович Шпилевский, артисты Александр Иванович Сумбатов-Южин и Леонид Витальевич Собинов и др.[2]. Штюрмер выступил с речью о значении юбилея и выразил благодарность приехавшим гостям. Вечером в городском театре был дан «Ревизор», а раут в помещении городской думы продлился до 4 часов утра.

На следующий день состоялось еще одно заседание ЯГУАК, где присутствовал губернатор. В этот день утром на ЯБМ в присутствии губернатора была показана «Женитьба». 11 мая состоялась прогулка на пароходах по Волге, а вечером в театре были показаны «Гроза» и «Свадьба Кречинского»[3].

Юбилей не смог бы состояться без поддержки местных властей и, прежде всего, губернатора. В дни юбилея были сыграны коронные пьесы отечественного репертуара «Ревизор», «Горе от ума», «Гроза», «Свадьба Кречинского».

К сожалению, так и не завершилась подписка на памятник Федору Волкову, начатая с 10 февраля 1900 года[4]. Сергей Васильевич Дмитриев писал о том, что, уезжая к новому месту службы в Петербург, Штюрмер «будто бы сумел захватить с собой и 11000 рублей, предназначенных на сооружение Волковского памятника»[5]. Следующий губернатор Алексей Петрович Рогович не разрешил проводить полную ревизию средств, собранных при Штюрмере на сооружение памятника. К 1908 году собрали 7190 руб. 34 коп.[6]. В 1911 году провели общероссийский конкурс на лучший проект памятника, и жюри присудило победу «скульпторам г.г. Дитриху и Козлову»[7]. Но этот памятник так и не установили.

Местный журналист Сергей Степанович Каныгин с иронией писал о том, что «для простого народа, для которого вначале только и имелось в виду устройство праздника, были устроены 9, 10 и 11 мая в саду при Казанском бульваре (теперь это Первомайский бульвар), гулянья, организация которых была поручена управой содержателю балагана «Скоморох» на Сенной площади – Александрову. Непритязательная группа странствующих актеров – «женщина-змея», «мальчик-каучук», клоуны и т.п. развлекала большинство горожан».

Столичные знаменитости приезжали в Ярославль и в дальнейшем. Так, Вера Федоровна Комиссаржевская с 1896 года блистала в Александринке, но через несколько лет она решила создать собственный театр. Для такого шага необходимы не только желание, талант, но и значительные средства. Самое поразительное в том, что после двух лет гастролей по разным городам России в 1904 году Вера Федоровна все же смогла осуществить заветную мечту и открыла свой театр. В Ярославле Комиссаржевская побывала в 1903 году, и сохранившаяся афиша ее выступления является одной из памятных реликвий театра имени Ф.Г. Волкова.

Не стоит забывать и о том, что наряду со столичными звездами, ярославских зрителей радовали многие провинциальные актеры. Более ста лет назад любимая горожанами местная газета «Северный край» хвалила «художественное чутье, развитый темперамент и чувство меры Волгиной-Покровской, простоту и искренность Ольгиной, талантливую игру Большаковой».

К весне 1907 года здание ярославского театра значительно обветшало. Специально созданная комиссия после осмотра пришла к заключению, что здание «опасно в техническом и пожарном отношении» и потребовала прекращения спектаклей. 12 апреля 1907 года Ярославская городская дума постановила сломать здание городского театра и построить на его месте новое здание вместимостью до тысячи зрителей как достойное для города, являющегося колыбелью русского театра. В 1911 году строительство по проекту талантливого архитектора Николая Александровича Спирина было завершено, и здание ярославского театра стало одним из лучших в российской провинции. Для определения проекта-победителя Московским архитектурным обществом проводился конкурс; председателем жюри был Федор Осипович Шехтель. Отметим, что после постройки театра Н.А. Спирин вернулся в Москву, после ссылки в 1930-е годы жил и работал архитектором в Рыбинске. Он погиб в годы репрессий на полигоне у Селифонтово в Ярославской области.

Ярославский городской театр с 1911 г.
Ярославский городской театр с 1911 г.

Ярославский городской театр с 1911 г.

Первым антрепренером нового Ярославского городского театра стал Антоний Павлович Воротников, который ранее служил заведующим литературной частью в театре Незлобина. Это, по мнению современников, был человек образованный, большой знаток сцены. Режиссером был приглашен Владимир Константинович Татищев.

Новый театр назвали именем Волкова. 28 сентября 1911 года состоялось его торжественное открытие. После торжественного молебна состоялся завтрак. Шел спектакль «Гроза». В Ярославль съехались известные сценические деятели, среди них – Владимир Иванович Немирович-Данченко, Александр Иванович Сумбатов-Южин, которые выступили с речами. Станиславский прислал телеграмму «Искренне желаю, чтобы на родине основателя первого русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравление и передайте участникам дела». Поздравления поступили от Константина Николаевича Незлобина и от руководимого Федором Федоровичем Комиссаржевским журнала «Студия». Воротников повел дело с размахом, набрал большую труппу (65 человек), тщательно готовил спектакли. Однако такой подход требовал больших финансовых затрат, а средств у Воротникова не хватало, и он вынужден был покинуть труппу. Коллектив артистов решил продолжить дело, организовав «товарищество драматических артистов», и с честью доиграл сезон.

В 1912 году антрепренер Александр Каралли-Торцов пригласил в свою труппу 35 человек и в том числе 22 актрисы. У каждого имелось свое сценическое амплуа: молодая героиня (Астрова, Чарусская), инженю-наивная девушка (Голокова, Рашина), сильная героиня (Строева-Сокольская), неврастеничка (Соснина), «комик характерный» (Тарханова) и т.д. К сожалению, не сохранилось портретов и фотографий актеров, остались только пожелтевшие театральные афишки и отклики критиков в старых газетах.

Памятник Ф.Г. Волкову в Ярославле (открыт в 1973 г.)

Памятник Ф.Г. Волкову в Ярославле (открыт в 1973 г.)
Памятник Ф.Г. Волкову в Ярославле (открыт в 1973 г.)

 

Современная Волковская сцена

Современная Волковская сцена
Современная Волковская сцена

 

Александринка и Волковский

Александринка и Волковский
Александринка и Волковский

 

Доклад был представлен 19 декабря 2019 года на международном симпозиуме

 Доклад был представлен 19 декабря 2019 года на международном симпозиуме «Русский театр как культурфилософский феномен: целостность дихотомии», посвященном Году театра в России; секция V «Философия русской провинции в исторических и современных театральных практиках» (место работы секции – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского); отдельные положения доклада представлялись на библионочи в Ярославской областной юношеской библиотеке им. А.А. Суркова 19 апреля 2019 года.

[1] Ярославский архив: Историко-краеведческий сборник. М.–СПб., 1996. С. 189-191.

[2] Ярославские губернские ведомости. 1900. Неофиц. часть. 12 мая. № 36.

[3] Ярославские губернские ведомости. 1900. Неофиц. часть. 16 мая. № 37.

[4] Ярославские губернские ведомости. 1900. Офиц. часть. 25 февр. № 16.

[5] Дмитриев С.В. Воспоминания. Ярославль, 1999. С.296.

[6] Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 509. Оп. 1. Д. 1256. Л. 1, 1 об.

[7] ГАЯО. Ф. 509. Оп. 1. Д. 1256. Л. 62.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий