Допетровское зодчество. Глава I. Ярославль в эпоху Киевской Руси и феодальной раздробленности (XI—XV вв.)

Ярослав Мудрый - величайший князь древней Руси История

Распознанные, вычитанные и отредактированные первые три главы, посвящённые допетровской архитектуре.

Вместо предисловия

10 декабря 2019 года в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялась презентация новой книги издательства «Академия 76» — дополненного переиздания работы ярославского архитектора, художника, искусствоведа Виктора Федоровича Марова «Ярославль: Архитектура и градостроительство».

Маров В.Ф. «Ярославль: Архитектура и градостроительство»

Предыдущая книга была выпущена в 2000 году, в которой подробно представлена история застройки Ярославля и описаны все значимые памятники архитектуры XVI — начала ХХ веков, сохранившиеся в Ярославле. В 2001 за эту работу В. Ф. Маров был посмертно удостоен звания лауреата Областной премии имени П. Д. Барановского.

Прошло почти 20 лет, но книга до сих пор актуальна. Это и неудивительно: автор, архитектор Виктор Маров — один из разработчиков Проекта охранных зон памятников истории и архитектуры Ярославля, внёс большой вклад в признание Ярославля на международном уровне: во многом на основании его трудов центр города был внесён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По инициативе Ольги Мазановой, архитектора и градозащитницы, решено было осуществить переиздание работы Виктора Марова.

Составителями дополненного переиздания выступили Ольга Александровна Мазанова и Михаил Александрович Нянковский.  Михаил Александрович сообщил, что за прошедшее время появились новые сведения о владельцах зданий, уточнились датировки построек, их назначение. Кроме уточнённого текста, второе издание содержит также статьи и интервью Виктора Федоровича Марова, материалы о нём, новые иллюстрации, указатель имен и архитектурных объектов. Это издание продолжает серию книг о Ярославле. Книга, которая вышла и получила вторую жизнь — уникальная книга и память В. Ф. Марову.

«Какая радость — держать эту замечательную книгу, второе издание, дополненное новыми материалами издание книги Владимира Федоровича Марова, которое вышло через 19 лет после своего первого издания! Первое издание сейчас невозможно купить. Книга востребована. Думаю, что Владимиру Федоровичу эта книга бы понравилась!» — прокомментировала Ольга Мазанова.

Предисловие

Ярославль — один из старейших русских городов

Ярославль — один из старейших русских городов. Возник он в период расцвета древнерусского государства — Киевской Руси, владевшей обширной территорией на восточно-европейской равнине от Балтики до Черного моря. Здесь издревле проходил великий торговый путь «из варяг в греки». В IX—X веках на этой слабо заселенной территории существовало не более двух десятков городов, возникавших, как правило, на водных торговых путях. Самые древние из них — Киев, Чернигов, Новгород, Псков, Смоленск, Муром.

На дальнем северо-востоке Киевской Руси, в междуречье Оки и Волги, на берегу озера Неро, еще в IX веке стоял город Ростов. С волжским торговым путем его связывала полноводная в те времена река Которосль — правый приток Волги в самом северном ее течении. С 988 по 1010 год Ростовом правил сын киевского князя Владимира — Ярослав. Впоследствии он княжил в Новгороде, а с 1019 года до своей кончины (1054) был великим князем киевским, вошедшим в историю под именем Ярослава Мудрого. В один из этих периодов и основал Ярослав в устье реки Которосли крепость, названную его именем.

В русских летописях дата основания Ярославля не упоминается. В последнее время принято считать, что заложен он в последний год княжения Ярослава в Ростове, т. е. в 1010 году. Но многие историки XIX—XX столетий (В. Лествицын, Н. Воронин, П. Андреев и др.) относят дату основания города к 1024 году и связывают это событие с подавлением бунта язычников на Ростовской земле, когда Ярослав был уже князем киевским.

Возникновение Ярославля, как и многих других прославленных городов, овеяно легендами. В устном «Сказании о построении града Ярославля», дошедшем до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского (конец XVIII века), дата основания города не называется, но указывается, что крепость была заложена рядом с древним языческим поселением «Медвежий угол» в день Ильи Пророка (начало августа), когда якобы князь победил «хищного и лютого зверя» (медведя), выпущенного против него местными жителями. Эта легенда вошла во все краеведческие издания по Ярославлю и даже в герб города (медведь с секирой).

В другом, также позднем, письменном источнике — «Топографическом описании Ярославской губернии» 1800 года — говорится: «Город Ярославль начало свое воспринял при великом князе Ярославе Владимировиче. О сем в древнем летописце так повествуется: … в лето 6532 (1024), тогда шед из Нова города первое сушею, а потом в судах и Волгою рекою осмотреть Ростовского княжения и ста… на берегу реки Волги, идеже ныне город Ярославль, изводи тут быти граду во свое имя Ярослав, и потом шед той великий князь Ярослав в Ростов и прислал всяких мастеров, перевел многих переведенцев жити в нем, а тако быть начало городу Ярославлю».

То, что город Ярославль основан князем Ярославом, сомнению не подлежит. Достоверно и то, что построен он рядом с более древним, дославянским поселением. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, проведенные в 1940 году Н. Н. Ворониным в районе Стрелки, подтвердившие факт существования мерянского поселения IX—X веков («Медвежьего угла»). О заселенности этого края в дохристианские времена говорят и имеющиеся в исторической литературе указания о расположении на территории будущего Ярославля древних языческих капищ: Перуна — на Стрелке, Велеса — на берегу Которосли, Чернобога — на берегу Волги вверх по течению от Стрелки.

Жители «Медвежьего угла» занимались охотой и рыболовством, торговлей и ремеслами, промышляли и грабежом торговых караванов на Волге. Последнее, очевидно, и побудило Ярослава срубить город-крепость на Стрелке при впадении в Волгу реки Которосли — главного водного пути в Ростов. Так был основан один из первых русских городов на Волге.

Выбор места для крепости не был случайным. Высокие (до двадцати метров), крутые берега Стрелки, глубокий Медведицкий овраг служили естественной защитой для города. Можно допустить, что при закладке крепости (или впоследствии) два отрога Медведицкого оврага, выходившие один к Волге, другой к Которосли, были соединены глубоким рвом («проточие водное») и город оказался как бы на искусственном острове. Тип города «на остром мысу» характерен для многих древних русских городов, расположенных по рекам. Так, Псковский кремль (кром) заложен при впадении Псковки в реку Великую, Московский Кремль — при слиянии Неглинки с Москва-рекой. Принцип стратегической надежности был определяющим в выборе места для строительства городов. Это в полной мере относится и к Ярославлю.

О ранней истории города достоверных сведений сохранилось очень немного. В русских летописях Ярославль впервые упоминается под 1071 годом в связи с бунтом на Ростовской земле, затем в 1148 году, когда на Волге под Ярославлем вмерзли в лед угличские корабли, и в 1151 году в связи с нападением волжских болгар. Но о первой постройке города мы находим сведения в уже упомянутом «Сказании о построении града Ярославля»: «…прииде на брег Волги и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное… положи основу святому храму пророка Божия Илии… князь повеле народу рубити древеса… и град созидати». Деревянная церковь Ильи Пророка была поставлена на месте разрушенного языческого капища Перуна, а сам город занимал незначительную территорию между Волгой, Которослью и Медведицким оврагом. Крепость была обнесена деревянными стенами с башнями, внутри ее находились церкви, хоромы для князя, жилые дома дружинников и многочисленные хозяйственные постройки.

Почти два столетия Ярославль оставался небольшим сторожевым пунктом на севере Ростовского княжества, постепенно обрастая торгово-ремесленным посадом, который развивался на запад от Медведицкого оврага. В исторической литературе имеются сведения о постройке в конце XI века за пределами кремля деревянной церкви Богоявления, поставленной в связи с насильственным крещением язычников в водах реки Которосли. Во второй половине XII века в окрестностях города возникло два монастыря: Спасский и Петровский. Оба они были заложены на месте языческих капищ (Велеса, Чернобога) и являлись не только центрами распространения христианства, но и служили форпостами города на водных путях: Спасский — на Которосли, Петровский — на Волге. Монастыри, как и кремль на Стрелке, имели деревянные стены с башнями и представляли собой небольшие крепости.

Распад Киевской Руси после смерти Ярослава Мудрого привел к образованию двенадцати самостоятельных княжеств. Одним из них было Ростово-Суздальское с центром в Ростове. Процесс дробления княжеств продолжался и в XII—XIII веках. В 1218 году ростовский князь Константин разделил свои владения между сыновьями. Младшему сыну Всеволоду достался Ярославль. Так в период феодальной раздробленности появилось Ярославское удельное княжество, владевшее значительной территорией вплоть до реки Мологи. Ярославль стал «стольным» градом.

Получение самостоятельности способствовало развитию города. В нем появляются первые каменные постройки: храм Богородицы Успения на территории кремля (заложен в 1215 году) и Спасо-Преображенский собор (1216—1224) в Спасском монастыре. В 1218 году в честь образования Ярославского княжества к еще не законченному собору была пристроена небольшая каменная церковь Входа Господня в Иерусалим. Эти первые каменные постройки города не сохранились. Об их облике можно судить

лишь по данным археологических раскопок. Сложены они были из плинфы (тонкого красного кирпича) и украшены белокаменными полуколоннами и резными деталями с орнаментами и масками. Известно, что собор в монастыре имел крестово-купольную систему с тремя апсидами. Храмы эти строились, очевидно, ростовскими мастерами, хорошо знакомыми с зодчеством других русских княжеств, и в них были использованы строительные и художественные приемы как киево-черниговской архитектуры (плинфа), так и соборного зодчества Владимира (резьба по белому камню).

План Ярославля XIII века (схема)

I.1. План Ярославля XIII века (схема): 1 — кремль; 2 — Спасский монастырь; 3 — Петровский монастырь; 4 — посад; 5 — оборонительный пояс

К началу XIII века сильно вырос ярославский посад. О его размерах и топографии, несмотря на отсутствие полномасштабных археологических исследований, можно судить по некоторым косвенным данным. Так, в Симеоновской летописи указывается, что пожар 1221 года уничтожил в городе семнадцать церквей. Историк прошлого века К. Головщиков, анализируя этот факт, писал: «По всей вероятности, Ярославль того времени занимал уже все пространство, известное под названием Рубленого города (кремля) и Земляного города (посада). Замечательно: сколько было в этом пространстве в то время церквей, почти столько же здесь и теперь».

Такой же точки зрения придерживаются и советские исследователи. Н. Н. Воронин в отчете по археологическим раскопкам в Ярославле 1940 года пишет: «Город уже в XII—XIII вв. выходил за черту укреплений старого Рубленого города (кремля на Стрелке)… по краю высокого берега Которосли к Спасскому монастырю шла сравнительно легкая тыновая ограда. Возможно, что и линия укреплений города (посада) зародилась в это раннее время». Л. М. Тверской в монографии «Русское градостроительство до конца XVII века» отмечает: «Уже в XIII веке развивается второй концентр в пределах так называемого «Земляного» города. Границей его стала дуга укреплений по линии от Волга до Спасского монастыря». И, наконец, прохождение границы Ярославля XIII века по трассе современной улицы Первомайской подтверждается анализом культурного слоя на этой территории, выявленного по данным инженерно-геологических изысканий (рис.1.1).

Монгольское нашествие на долгие годы приостановило развитие Ярославля. В 1237 году полчища Батыя обрушились на северо-восточные русские княжества. Превращаются в пепелища цветущие города: Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, Ростов. В 1238 году был разрушен и Ярославль. Татаро-монгольское иго принесло величайшие беды на русские земли: опустелые города, десятки тысяч убитых и угнанных в плен, голод, разруха, а затем междоусобные войны удельных князей, завершившие разорение страны. Строительное дело в этот период пришло в полное запущение. Прервалась связь поколений, утратились навыки мастеров каменного дела. За исключением Пскова и Новгорода, не подвергшихся нашествию монголов, в русских городах на столетия прекратилось каменное строительство. Приостановилось каменное зодчество и в Ярославле.

Во время монгольского нашествия ярославцы вели мужественную борьбу за свою независимость. В 1238 году в битве на реке Сить погиб первый ярославский князь — Всеволод; в 1257 году на Туговой горе под Ярославлем пал в битве с татарами князь Константин; предпоследний ярославский князь, Василий III, сражался со своей дружиной и ополчением в составе войск Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Медленно, постепенно возрождались русские земли, русские села и города. В окрестностях Ярославля в XIV веке была заново отстроена, сожженная татарами, древняя Норская слобода. В 1314 году основан Толгский монастырь. В конце XIV века возникла Тверицкая слобода за Волгой. Около 1390 года в память о Куликовской битве рядом со Спасским монастырем заложен Рождественский монастырь (просуществовал до начала XVII столетия). Во времена Дмитрия Донского возведена деревянная церковь Димитрия Солунского. Вокруг нее и более древней церкви Богоявления сложилась Богоявленская слобода. В XV веке прекратил существование Петровский монастырь, превратившийся в приходскую церковь Петровской слободы (район современной улицы Терешковой). В конце XV века за Которослью существовало село Меленки и Николо- Сковородской монастырь, сожженный поляками в 1609 году (сейчас на этом месте церковь Николы в Меленках). Так в XIII—XV веках, несмотря на лихолетья, Ярославль продолжал постепенно расширяться, и его застройка развивалась в основном по берегам Волга и Которосли.

Следите за продолжением…

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий