Допетровское зодчество. Глава II. Ярославль в период создания централизованного Русского Государства (XV— начало XVII века)

Вид града Ярославля XVII века. Автор реконструкции Виктор Фёдорович Маров История

Во второй половине XV века происходит процесс собирания русских земель. Москва превращается в столицу централизованного государства. В 1462 году московский князь Иван III был венчан на царство, а с 1485 года уже именуется «государем всея Руси». Иван III подчинил себе Тверь, Рязань, Новгород, Литовские земли. Многие удельные княжества присоединились к Москве добровольно. В их числе и Ярославль (1463).

В столице возрождается каменное строительство. Прерванная монгольским разорением блестящая нить киево-черниговского и владимиро-суздальского зодчества не исчезла бесследно. Преломленная в неугасавшем творчестве псковских и новгородских зодчих, она возрождается в Москве. Московскими мастерами с участием псковских каменщиков и приглашенных зарубежных архитекторов в конце XV — начале XVI столетия воздвигается целый ряд великолепных каменных храмов, продолживших традиции древнерусского зодчества. Это знаменитые соборы Московского Кремля: пятиглавый белокаменный Успенский, трехглавый Благовещенский (позднее перестроенный), пятиглавый Архангельский, богатое ордерное оформление которого навеяно архитектурой эпохи Возрождения.

Включение Ярославля в состав централизованного Русского государства положительно сказалось на его дальнейшем развитии. После пожара 1501 года, уничтожившего значительную часть города и причинившего сильные повреждения постройкам кремля и Спасского монастыря, по указу Ивана III в Ярославле начались восстановительные работы. Московскими мастерами на месте княжеской церкви XIII века в Кремле воздвигается новый Успенский собор (1501-1504), в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Храм этот был перестроен в XVII столетии и до наших дней не сохранился (взорван в 1930-х годах).

Небывалое по размаху каменное строительство развернулось в начале XVI века в Спасском монастыре. За два десятилетия здесь было возведено несколько монументальных сооружений: Спасо-Преображенский собор, трапезная палата, Святые ворота и, вероятно, звонница. Это самые древние, сохранившиеся до наших дней памятники Ярославля.

Спасо-Преображенский собор (рис. 11.1) — сравнительно небольшой четырехстолпный храм — возведен московскими мастерами в 1506-1516 годах. Его трехглавая композиция повторяет московский Благовещенский собор, в то время еще не перестроенный под девятиглавие. Основной куб храма (в плане 14×19 м) поставлен на высокий подклет и окружен был с западной и северной стороны двухэтажной открытой арочной галереей.

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря

  1. 1. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (1506—1516): а — западный фасад; б — план

С юга к нему примыкала небольшая церковь XIII века Входа Господня в Иерусалим, перестроенная в XVII, а затем в XIX столетиях. На второй ярус галереи с запада вело открытое крыльцо (не сохранилось). Северная галерея в XVII веке переделана под паперть, где размещалось книгохранилище и где в XVIII столетии было обнаружено знаменитое «Слово о полку Игореве». Интерьеры собора расписаны московскими мастерами в 1560-х годах.

В архитектурном оформлении фасадов Спасо-Преображенского собора ощущается некоторая стилевая двойственность — сочетание древнерусских форм с элементами западно-европейской ордерной системы, начавшей проникать в русское зодчество в XVI веке и наиболее ярко проявившейся в Архангельском соборе Московского Кремля. Так, формы барабанов — с узкими, щелевидными окнами, аркатурными поясами и шлемовидными куполами — схожи с главами владимирских и новгородских храмов XII—XIII веков (Успенский собор, церковь Николы на Липне). И в то же время тонкая ордерная профилировка закомар, карнизов четверика и особенно межэтажного пояса галереи, раскрепованного на пилястрах, — заимствована из ренессансной архитектуры Архангельского собора, возведенного итальянским зодчим Алевизом Новым почти одновременно со Спасо-Преображенским собором.

Трапезная палата Спасского монастыря

II.2. Трапезная палата Спасского монастыря (начало XVI в.): а — южный фасад; б — план

Совершенно иной облик у трапезной палаты (рис.II.2), построенной в начале XVI века, возможно ранее собора. Это монументальное двухэтажное сооружение, квадратное в плане (20×20 м), с мощными, двухметровой толщины, стенами, перекрыто сводами, опирающимися на один массивный (3,2×3,2 м) центральный столб. Такой тип перекрытия, позволяющий создавать в интерьере большое свободное пространство, был выработан в русском зодчестве еще в XV веке (Грановитая палата Московского Кремля, Евфимьева палата на Владычном дворе в Новгороде и др.). На первом этаже палаты размещались поварня и подсобные помещения, верхний этаж, украшенный фресками, служил столовой для монастырской братии, а также для устройства торжественных приемов.

Наружная отделка фасадов трапезной очень скупа: широкие (от 1,5 до 1,7 м) лопатки на углах и по центру, городчатый пояс в верхней части здания (карниз как таковой отсутствует), небольшие арочные окна, размещенные в глубоких перспективных нишах, арки которых начертаны как бы «от руки». Глухая гладь массивной стены, отсутствие четкой геометрии в прорисовке деталей, уступчатое расположение окон второго этажа — все это придает архитектуре здания крепостной характер и роднит ее с зодчеством псковско-новгородских мастеров, при участии которых, очевидно, и сооружалась трапезная палата.

Святые ворота Спасского монастыря

II.3. Святые ворота Спасского монастыря (1516; 1620-е гг.): а — южный фасад; б — план

С востока к зданию трапезной примыкает кубический объем одноглавой церкви Рождества (Крестовой), возведенной также в XVI веке, но в дальнейшем сильно переделанной. С западной стороны к палате в XVII столетии пристроен корпус настоятельских покоев.

Святые ворота — первая каменная башня Спасского монастыря — сооружены в 1516 году (рис. II.3). Святые ворота служили главным въездом в монастырь со стороны Которосли, имели и оборонное значение. Первоначально верх башни был окружен зубцами и бойницами (сохранились только на южном фасаде). Внизу башни находятся два арочных проезда: широкий (более 5 м) — парадный, позднее украшенный фресками, и узкий — повседневный.

Звонница Спасского монастыря

  1. 4. Звонница Спасского монастыря (XVI в.; XIX в.): а — западный фасад; б — план

Главный проезд имеет сужение в сторону монастырского двора, вызванное, очевидно, оборонными соображениями. С наружной стороны к башне примыкал захаб — дополнительное укрепление в виде замкнутого двора с боковым входом (сохранились лишь небольшие фрагменты стены). В XVII веке над Святыми воротами была надстроена надвратная церковь Введения и высокая дозорная башня-колокольня с часами и открытой аркадой для набатного колокола. В XIX столетии церковь переделали, заложили ее открытую галерею, заменили первоначальное шатровое покрытие обычной скатной крышей.

Монастырская звонница в современном виде — крупное, монументальное сооружение, доминирующее над окружающей застройкой (рис. II. 4). Архитектурный облик звонницы складывался на протяжении нескольких столетий. В XVI веке она была двухъярусной, и значительно ниже. В первом ярусе с северной стороны размещалась небольшая церковь с полукруглым алтарем, а с южной — арочный проезд на хозяйственный двор монастыря (позднее заложенный). На высоком втором ярусе была открытая аркада для колоколов. Звонница завершалась двумя каменными шатрами, крытыми в XVII веке поливной черепицей. В начале XIX столетия взамен шатров архитектором П. Я. Паньковым возведен третий ярус с готическими арками и легкой классической ротондой.

Имеются основания предположить, что и двухъярусная звонница XVI века возведена в два этапа. Поначалу она, очевидно, представляла собой столпообразную колокольню с церковью внизу. Этот тип церкви «под колоколы» был известен в русском зодчестве еще в XIV—XV веках (церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле, позднее перестроенная под колокольню; Духовская — в Троице-Сергиевой лавре). Сохранившийся вход в церковь звонницы, оформленный килевидным перспективным порталом, характерен для архитектуры эпохи Московского княжества. Вероятно, в середине XVI столетия, когда московскими мастерами была выработана конструкция каменного шатрового покрытия (церковь Вознесения в Коломенском), колокольня Спасского монастыря получила пристройку с южной стороны с арочным проездом внизу (косвенно это подтверждается необычайной толщиной внутренней поперечной стены). Была переделана и расширена аркада звонов второго яруса, и здание увенчано двумя каменными шатрами.

Ярославль конца XVI — начала XVII века

II. 5 а. Ярославль конца XVI — начала XVII века: 1 — кремль (Рубленый город); 2 — Спасский монастырь; 3 — посад (Земляной город); 4 — слободы; 5 — оборонительный пояс

Каменное строительство в Спасском монастыре продолжалось и во второй половине XVI века. За три десятилетия (1550-1580) по всему периметру монастыря, который в то время был несколько меньших размеров, взамен деревянных стен возводятся каменные. Спасский монастырь превратился в самый укрепленный пункт города (Ярославский кремль, как известно, каменных стен никогда не имел).

Вид града Ярославля XVII века. Автор реконструкции Виктор Фёдорович Маров

 

II. 5 б. Ярославль конца XVI — начала XVII века. Общий вид (реконструкция).

В XVI веке в Ярославле по инициативе московских царей проводятся большие работы по укреплению и самого города, что было частью общегосударственной программы. В это же время укреплялись Тверь, Владимир, Вологда, строились стены Китай-города в Москве. После пожара 1536 года, превратившего в пепел почти весь Ярославль, по указу Елены Глинской (матери Ивана IV, правившей в его малолетство) «было велено строить новый город на старом месте». Тогда же центральное ядро Ярославля по линии старых городских укреплений обносится земляным валом и глубоким рвом. Эта оборонительная система начиналась от Волги (у Семеновского спуска), шла по ломаной линии вокруг посада и выходила к Которосли северо-восточнее Спасского монастыря. Окруженный валом посад с этого времени стал называться Земляным городом, а кремль на Стрелке, имевший деревянные стены, — Рубленым городом.

В начале XVII столетия оборонительная линия ярославского посада значительно усиливается. Посад обносится деревянными стенами с башнями, которые были устроены не только на валах, но и по берегам Волги и Которосли. Обновляются деревянные укрепления и в кремле. По переписной книге XVII века — «в Ярославле было два города, рубленные на двух осыпях. А по большой осыпе (Земляной город. — В. М.) было четыре башни проезжих, двадцать башен глухих, да двадцать пять прясел… а по меньшей осыпе (Рубленый город. — В. М) были две башни проезжие, да десять башен глухих, да двенадцать прясел».

Со второй половины XVI века Ярославль бурно развивается. Этому способствовало выгодное географическое положение города. Покорение Казанского ханства (1552) и Астраханского (1556) открыло водный путь по Волге в страны Востока, а заключение соглашений с Англией и Голландией — оживило торговлю с Европой через Белое море. Ярославль, оказавшийся на перекрестке этих важнейших торговых путей, становится главным торговым узлом Московского царства. В городе появляются иностранные подворья, идет торговля иноземными и русскими товарами, развиваются ремесла, растет население, расширяется территория города.

Вокруг хорошо укрепленного посада возникают новые поселения. На берегу Волги сложилась Благовещенская слобода, соединившая городской посад с более древней Петровской. Вдоль Которосли западнее Богоявленской выросли другие слободы: Киселюха, Крохина, Спасская, Никитская, по дороге на Углич — Кондаковская. Появились новые поселения за Которослью: Толчково, Шилово, Тропино (Трупино), Коровники и Ямская слобода. Местоположение их хорошо известно, так как наименования сохранились до наших дней в названиях улиц и церквей (рис. II.5).

«…В XVI столетии, судя по улицам и посадам, поименованным в записях того времени, Ярославль с предместьями занимал то же самое пространство, какое и ныне занимает», — писал в середине XIX века историк города Ф. Никольский. И действительно — вдоль Волги он простирался от Коровников до нынешней Октябрьской площади (Петровская слобода), по дороге на Углич — до современной площади Труда (Кондаковская слобода), вдоль Которосли — до Перекопа (село Меленки). В новых жилых поселениях возводятся многочисленные культовые постройки — деревянные церкви, предшественники будущих каменных. К началу XVII века их насчитывалось в городе более сорока). Церкви имели нарядные многоглавия либо высокие шатры. Шатрами были крыты и башни городских укреплений (их было также около сорока). Ярославль имел исключительно богатый, сказочный силуэт, о чем свидетельствуют записи современников и гравюрные изображения города того времени.

В начале XVII столетия, в годы великой Смуты, Ярославль сыграл видную роль в борьбе русского народа против польско-литовской интервенции. В 1609 году город подвергся нападению польских отрядов, спаливших два монастыря (Рождественский и Николо-Сковородской) и окрестные слободы. Заблаговременно укрепленный посад выдержал осаду поляков. Простояв под Ярославлем около месяца, они вынуждены были отступить.

В 1612 году народное ополчение, организованное Мининым и Пожарским в Нижнем Новгороде, следуя через Кинешму, Кострому, вступило в Ярославль, где в течение четырех месяцев накапливало силы перед решающим походом за освобождение захваченной иноземцами Москвы. В Ярославле было создано временное правительство — «Совет всей Земли», и город в то время фактически был столицей Русского государства. (В начале 18 века их насчитывалось в городе более сорока). Церкви имели нарядные многоглавия либо высокие шатры. Шатрами были крыты и башни городских укреплений (их было также около сорока). Ярославль имел исключительно богатый, сказочный силуэт, о чем свидетельствуют записи современников и гравюрные изображения города того времени.

В начале XVII столетия, в годы великой Смуты, Ярославль сыграл видную роль в борьбе русского народа против польско-литовской интервенции. В 1609 году город подвергся нападению польских отрядов, спаливших два монастыря (Рождественский и Николо-Сковородской) и окрестные слободы. Заблаговременно укрепленный посад выдержал осаду поляков. Простояв под Ярославлем около месяца, они вынуждены были отступить.

В 1612 году народное ополчение, организованное Мининым и Пожарским в Нижнем Новгороде, следуя через Кинешму, Кострому, вступило в Ярославль, где в течение четырех месяцев накапливало силы перед решающим походом за освобождение захваченной иноземцами Москвы. В Ярославле было создано временное правительство — «Совет всей Земли», и город в то время фактически был столицей Русского государства.

Следите за продолжением…

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий