Во второй половине XV века происходит процесс собирания русских земель. Москва превращается в столицу централизованного государства. В 1462 году московский князь Иван III был венчан на царство, а с 1485 года уже именуется «государем всея Руси». Иван III подчинил себе Тверь, Рязань, Новгород, Литовские земли. Многие удельные княжества присоединились к Москве добровольно. В их числе и Ярославль (1463).
В столице возрождается каменное строительство. Прерванная монгольским разорением блестящая нить киево-черниговского и владимиро-суздальского зодчества не исчезла бесследно. Преломленная в неугасавшем творчестве псковских и новгородских зодчих, она возрождается в Москве. Московскими мастерами с участием псковских каменщиков и приглашенных зарубежных архитекторов в конце XV — начале XVI столетия воздвигается целый ряд великолепных каменных храмов, продолживших традиции древнерусского зодчества. Это знаменитые соборы Московского Кремля: пятиглавый белокаменный Успенский, трехглавый Благовещенский (позднее перестроенный), пятиглавый Архангельский, богатое ордерное оформление которого навеяно архитектурой эпохи Возрождения.
Включение Ярославля в состав централизованного Русского государства положительно сказалось на его дальнейшем развитии. После пожара 1501 года, уничтожившего значительную часть города и причинившего сильные повреждения постройкам кремля и Спасского монастыря, по указу Ивана III в Ярославле начались восстановительные работы. Московскими мастерами на месте княжеской церкви XIII века в Кремле воздвигается новый Успенский собор (1501-1504), в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Храм этот был перестроен в XVII столетии и до наших дней не сохранился (взорван в 1930-х годах).
Небывалое по размаху каменное строительство развернулось в начале XVI века в Спасском монастыре. За два десятилетия здесь было возведено несколько монументальных сооружений: Спасо-Преображенский собор, трапезная палата, Святые ворота и, вероятно, звонница. Это самые древние, сохранившиеся до наших дней памятники Ярославля.
Спасо-Преображенский собор (рис. 11.1) — сравнительно небольшой четырехстолпный храм — возведен московскими мастерами в 1506-1516 годах. Его трехглавая композиция повторяет московский Благовещенский собор, в то время еще не перестроенный под девятиглавие. Основной куб храма (в плане 14×19 м) поставлен на высокий подклет и окружен был с западной и северной стороны двухэтажной открытой арочной галереей.
- 1. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря (1506—1516): а — западный фасад; б — план
С юга к нему примыкала небольшая церковь XIII века Входа Господня в Иерусалим, перестроенная в XVII, а затем в XIX столетиях. На второй ярус галереи с запада вело открытое крыльцо (не сохранилось). Северная галерея в XVII веке переделана под паперть, где размещалось книгохранилище и где в XVIII столетии было обнаружено знаменитое «Слово о полку Игореве». Интерьеры собора расписаны московскими мастерами в 1560-х годах.
В архитектурном оформлении фасадов Спасо-Преображенского собора ощущается некоторая стилевая двойственность — сочетание древнерусских форм с элементами западно-европейской ордерной системы, начавшей проникать в русское зодчество в XVI веке и наиболее ярко проявившейся в Архангельском соборе Московского Кремля. Так, формы барабанов — с узкими, щелевидными окнами, аркатурными поясами и шлемовидными куполами — схожи с главами владимирских и новгородских храмов XII—XIII веков (Успенский собор, церковь Николы на Липне). И в то же время тонкая ордерная профилировка закомар, карнизов четверика и особенно межэтажного пояса галереи, раскрепованного на пилястрах, — заимствована из ренессансной архитектуры Архангельского собора, возведенного итальянским зодчим Алевизом Новым почти одновременно со Спасо-Преображенским собором.
II.2. Трапезная палата Спасского монастыря (начало XVI в.): а — южный фасад; б — план
Совершенно иной облик у трапезной палаты (рис.II.2), построенной в начале XVI века, возможно ранее собора. Это монументальное двухэтажное сооружение, квадратное в плане (20×20 м), с мощными, двухметровой толщины, стенами, перекрыто сводами, опирающимися на один массивный (3,2×3,2 м) центральный столб. Такой тип перекрытия, позволяющий создавать в интерьере большое свободное пространство, был выработан в русском зодчестве еще в XV веке (Грановитая палата Московского Кремля, Евфимьева палата на Владычном дворе в Новгороде и др.). На первом этаже палаты размещались поварня и подсобные помещения, верхний этаж, украшенный фресками, служил столовой для монастырской братии, а также для устройства торжественных приемов.
Наружная отделка фасадов трапезной очень скупа: широкие (от 1,5 до 1,7 м) лопатки на углах и по центру, городчатый пояс в верхней части здания (карниз как таковой отсутствует), небольшие арочные окна, размещенные в глубоких перспективных нишах, арки которых начертаны как бы «от руки». Глухая гладь массивной стены, отсутствие четкой геометрии в прорисовке деталей, уступчатое расположение окон второго этажа — все это придает архитектуре здания крепостной характер и роднит ее с зодчеством псковско-новгородских мастеров, при участии которых, очевидно, и сооружалась трапезная палата.
II.3. Святые ворота Спасского монастыря (1516; 1620-е гг.): а — южный фасад; б — план
С востока к зданию трапезной примыкает кубический объем одноглавой церкви Рождества (Крестовой), возведенной также в XVI веке, но в дальнейшем сильно переделанной. С западной стороны к палате в XVII столетии пристроен корпус настоятельских покоев.
Святые ворота — первая каменная башня Спасского монастыря — сооружены в 1516 году (рис. II.3). Святые ворота служили главным въездом в монастырь со стороны Которосли, имели и оборонное значение. Первоначально верх башни был окружен зубцами и бойницами (сохранились только на южном фасаде). Внизу башни находятся два арочных проезда: широкий (более 5 м) — парадный, позднее украшенный фресками, и узкий — повседневный.
- 4. Звонница Спасского монастыря (XVI в.; XIX в.): а — западный фасад; б — план
Главный проезд имеет сужение в сторону монастырского двора, вызванное, очевидно, оборонными соображениями. С наружной стороны к башне примыкал захаб — дополнительное укрепление в виде замкнутого двора с боковым входом (сохранились лишь небольшие фрагменты стены). В XVII веке над Святыми воротами была надстроена надвратная церковь Введения и высокая дозорная башня-колокольня с часами и открытой аркадой для набатного колокола. В XIX столетии церковь переделали, заложили ее открытую галерею, заменили первоначальное шатровое покрытие обычной скатной крышей.
Монастырская звонница в современном виде — крупное, монументальное сооружение, доминирующее над окружающей застройкой (рис. II. 4). Архитектурный облик звонницы складывался на протяжении нескольких столетий. В XVI веке она была двухъярусной, и значительно ниже. В первом ярусе с северной стороны размещалась небольшая церковь с полукруглым алтарем, а с южной — арочный проезд на хозяйственный двор монастыря (позднее заложенный). На высоком втором ярусе была открытая аркада для колоколов. Звонница завершалась двумя каменными шатрами, крытыми в XVII веке поливной черепицей. В начале XIX столетия взамен шатров архитектором П. Я. Паньковым возведен третий ярус с готическими арками и легкой классической ротондой.
Имеются основания предположить, что и двухъярусная звонница XVI века возведена в два этапа. Поначалу она, очевидно, представляла собой столпообразную колокольню с церковью внизу. Этот тип церкви «под колоколы» был известен в русском зодчестве еще в XIV—XV веках (церковь Ивана Лествичника в Московском Кремле, позднее перестроенная под колокольню; Духовская — в Троице-Сергиевой лавре). Сохранившийся вход в церковь звонницы, оформленный килевидным перспективным порталом, характерен для архитектуры эпохи Московского княжества. Вероятно, в середине XVI столетия, когда московскими мастерами была выработана конструкция каменного шатрового покрытия (церковь Вознесения в Коломенском), колокольня Спасского монастыря получила пристройку с южной стороны с арочным проездом внизу (косвенно это подтверждается необычайной толщиной внутренней поперечной стены). Была переделана и расширена аркада звонов второго яруса, и здание увенчано двумя каменными шатрами.
II. 5 а. Ярославль конца XVI — начала XVII века: 1 — кремль (Рубленый город); 2 — Спасский монастырь; 3 — посад (Земляной город); 4 — слободы; 5 — оборонительный пояс
Каменное строительство в Спасском монастыре продолжалось и во второй половине XVI века. За три десятилетия (1550-1580) по всему периметру монастыря, который в то время был несколько меньших размеров, взамен деревянных стен возводятся каменные. Спасский монастырь превратился в самый укрепленный пункт города (Ярославский кремль, как известно, каменных стен никогда не имел).
II. 5 б. Ярославль конца XVI — начала XVII века. Общий вид (реконструкция).
В XVI веке в Ярославле по инициативе московских царей проводятся большие работы по укреплению и самого города, что было частью общегосударственной программы. В это же время укреплялись Тверь, Владимир, Вологда, строились стены Китай-города в Москве. После пожара 1536 года, превратившего в пепел почти весь Ярославль, по указу Елены Глинской (матери Ивана IV, правившей в его малолетство) «было велено строить новый город на старом месте». Тогда же центральное ядро Ярославля по линии старых городских укреплений обносится земляным валом и глубоким рвом. Эта оборонительная система начиналась от Волги (у Семеновского спуска), шла по ломаной линии вокруг посада и выходила к Которосли северо-восточнее Спасского монастыря. Окруженный валом посад с этого времени стал называться Земляным городом, а кремль на Стрелке, имевший деревянные стены, — Рубленым городом.
В начале XVII столетия оборонительная линия ярославского посада значительно усиливается. Посад обносится деревянными стенами с башнями, которые были устроены не только на валах, но и по берегам Волги и Которосли. Обновляются деревянные укрепления и в кремле. По переписной книге XVII века — «в Ярославле было два города, рубленные на двух осыпях. А по большой осыпе (Земляной город. — В. М.) было четыре башни проезжих, двадцать башен глухих, да двадцать пять прясел… а по меньшей осыпе (Рубленый город. — В. М) были две башни проезжие, да десять башен глухих, да двенадцать прясел».
Со второй половины XVI века Ярославль бурно развивается. Этому способствовало выгодное географическое положение города. Покорение Казанского ханства (1552) и Астраханского (1556) открыло водный путь по Волге в страны Востока, а заключение соглашений с Англией и Голландией — оживило торговлю с Европой через Белое море. Ярославль, оказавшийся на перекрестке этих важнейших торговых путей, становится главным торговым узлом Московского царства. В городе появляются иностранные подворья, идет торговля иноземными и русскими товарами, развиваются ремесла, растет население, расширяется территория города.
Вокруг хорошо укрепленного посада возникают новые поселения. На берегу Волги сложилась Благовещенская слобода, соединившая городской посад с более древней Петровской. Вдоль Которосли западнее Богоявленской выросли другие слободы: Киселюха, Крохина, Спасская, Никитская, по дороге на Углич — Кондаковская. Появились новые поселения за Которослью: Толчково, Шилово, Тропино (Трупино), Коровники и Ямская слобода. Местоположение их хорошо известно, так как наименования сохранились до наших дней в названиях улиц и церквей (рис. II.5).
«…В XVI столетии, судя по улицам и посадам, поименованным в записях того времени, Ярославль с предместьями занимал то же самое пространство, какое и ныне занимает», — писал в середине XIX века историк города Ф. Никольский. И действительно — вдоль Волги он простирался от Коровников до нынешней Октябрьской площади (Петровская слобода), по дороге на Углич — до современной площади Труда (Кондаковская слобода), вдоль Которосли — до Перекопа (село Меленки). В новых жилых поселениях возводятся многочисленные культовые постройки — деревянные церкви, предшественники будущих каменных. К началу XVII века их насчитывалось в городе более сорока). Церкви имели нарядные многоглавия либо высокие шатры. Шатрами были крыты и башни городских укреплений (их было также около сорока). Ярославль имел исключительно богатый, сказочный силуэт, о чем свидетельствуют записи современников и гравюрные изображения города того времени.
В начале XVII столетия, в годы великой Смуты, Ярославль сыграл видную роль в борьбе русского народа против польско-литовской интервенции. В 1609 году город подвергся нападению польских отрядов, спаливших два монастыря (Рождественский и Николо-Сковородской) и окрестные слободы. Заблаговременно укрепленный посад выдержал осаду поляков. Простояв под Ярославлем около месяца, они вынуждены были отступить.
В 1612 году народное ополчение, организованное Мининым и Пожарским в Нижнем Новгороде, следуя через Кинешму, Кострому, вступило в Ярославль, где в течение четырех месяцев накапливало силы перед решающим походом за освобождение захваченной иноземцами Москвы. В Ярославле было создано временное правительство — «Совет всей Земли», и город в то время фактически был столицей Русского государства. (В начале 18 века их насчитывалось в городе более сорока). Церкви имели нарядные многоглавия либо высокие шатры. Шатрами были крыты и башни городских укреплений (их было также около сорока). Ярославль имел исключительно богатый, сказочный силуэт, о чем свидетельствуют записи современников и гравюрные изображения города того времени.
В начале XVII столетия, в годы великой Смуты, Ярославль сыграл видную роль в борьбе русского народа против польско-литовской интервенции. В 1609 году город подвергся нападению польских отрядов, спаливших два монастыря (Рождественский и Николо-Сковородской) и окрестные слободы. Заблаговременно укрепленный посад выдержал осаду поляков. Простояв под Ярославлем около месяца, они вынуждены были отступить.
В 1612 году народное ополчение, организованное Мининым и Пожарским в Нижнем Новгороде, следуя через Кинешму, Кострому, вступило в Ярославль, где в течение четырех месяцев накапливало силы перед решающим походом за освобождение захваченной иноземцами Москвы. В Ярославле было создано временное правительство — «Совет всей Земли», и город в то время фактически был столицей Русского государства.
Следите за продолжением…