Допетровское зодчество. Глава III. ч.2. Каменное культовое строительство (продолжение)

Церковь Варвары Великомученицы построена на месте древней деревянной, известной еще с XIV века История

В центре городского посада, на пересечении узких, извилистых средневековых улочек (Пробойной и Калинина), издревле стояли две деревянные церкви: Ильинская и Покровская. В 1647 году на их месте начали возводить каменный храм. Закончен он был в очень короткие сроки — за три года. Строили его богатейшие ярославские купцы Скрипины, занимавшиеся торговлей пушниной. Вокруг храма возвели каменную ограду, внутри ее стояли жилые дома, торговые палаты и кладовки Скрипиных. Это была богатая купеческая усадьба, представлявшая своеобразный ансамбль.

После постройки первой каменной посадской церкви Николы Надеина, поразившей всех своей монументальностью и доминировавшей над невысокой деревянной застройкой города, среди ярославских купцов «государевой сотни» началось в буквальном смысле безудержное соревнование в щегольстве своим богатством, что выразилось в строительстве каменных, щедро украшенных храмов. Церковь Рождества Христова купцов Назарьевых-Гурьевых превосходит в этом отношении Надеинскую, а храм Ильи Пророка Скрипиных своими размерами, композицией и богатством декоративного убранства затмил все церкви города, построенные к этому моменту.

Церковь Ильи Пророка (1647—1650)

III. 14 а. Церковь Ильи Пророка (1647—1650). Западный фасад

Церковь Ильи Пророка (рис. III.14) представляет собой сложную объемно-пространственную композицию, состоящую из двух храмов, двух приделов и колокольни, объединенных высокой галереей с двумя домообразными крыльцами. Его размеры по внешнему контуру (включая крыльца) 40×48 метров. Основной куб — 16×24 метра при высоте (до креста) 36 метров. Этот храм и до сих пор — один из самых крупных в городе (его превосходит лишь построенная позже церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). Восхищаясь необычной асимметричной, но уравновешенной композицией Ильи Пророка с двумя шатровыми башнями, следует сразу отметить: эта композиция — не плод первоначальной задумки зодчего, а следствие скорее всего случая. Дело в том, что шатровый придел, расположенный на юго-западном углу галереи, был возведен чуть позже основного объема. И построен он для размещения религиозной реликвии — «ризы Господней» (отсюда и его название Ризоположенский), подаренной купцам Скрипиным Патриархом Московским и всея Руси Иосифом, высоко оценившим достоинства возведенной ими церкви.

Церковь Ильи Пророка. План

III. 14 б. Церковь Ильи Пророка (1647—1650). План

Храм выполнен по схеме Николо-Надеинского — с колокольней на северо-западном углу. Но эта схема получила в Илье Пророке дальнейшее развитие. Так, южный (Покровский) придел приобретает здесь значение церкви: он необычайно широк (10 м), имеет две апсиды, закрытый алтарь и трапезную с западной стороны. Эти два храма — основной (Ильинский) и примыкающий к нему меньших размеров, выполнявший функции теплой церкви (Покровский), — как бы отдают дань памяти стоявшим здесь прежде двум деревянным церквам того же наименования.

Второе принципиальное отличие от Надеинской церкви — размещение колокольни за пределами галереи. Восьмигранная с самого основания, увенчанная нарядным шатром с главкой, колокольня отступает от основного куба храма, став как бы самостоятельным сооружением, обогатив тем самым архитектурную композицию. И, наконец, в Ильинской церкви не одно, а два высоких домообразных крыльца, ведущих на прежде открытую галерею, — с запада (главное) и с севера.

Получили дальнейшее развитие в этом храме и приемы декоративного убранства фасадов. Помимо традиционных аркатурно-колончатых поясов на барабанах, живописных линий закомар и аркады галереи, кессонированных столбов и парапетов, нарядных наличников слухов на колокольне, здесь появились новые мотивы. Северо-восточный придел имеет оригинальное завершение, состоящее из нескольких сужающихся рядов кокошников (характерно для московского зодчества). Кессоны-ширинки на галерее и крыльцах обрамлены сложным профилем и украшены белокаменными резными вставками.

Интересна архитектура Ризоположенского придела, напоминающего шатровые храмы XVI века. Его массивное прямоугольное основание, расчлененное лопатками, прорезается тремя оконными проемами, расположенными треугольником, подчеркивающим центральную ось. Переход от четверика нижнего яруса к восьмигранному шатру осуществлен очень органично через систему кокошников. Глухой объем шатра оживлен рельефными, сужающимися кверху гуртами с горизонтальными «перехватами». Такой тип придела, крытого глухим восьмигранным шатром, будет повторен в дальнейшем во многих культовых постройках Ярославля.

Первоначально церковь Ильи Пророка имела позакомарное покрытие, главы и шатры были облицованы черепицей, а наружные фасады окрашены в три цвета (белый, голубой и красный). Позднейшие незначительные переделки не изменили существенно облика памятника. Богато оформлены и интерьеры. Здесь и расписные перспективные порталы, кованые двери, многоцветные изразцовые украшения и, наконец, знаменитые фрески, выполненные костромскими живописцами во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. Ныне существующая ограда вокруг церкви поставлена в конце XIX века и выполнена по рисунку архитектора Павлинова.

Храм Ильи Пророка, помимо своих чисто архитектурно-художественных достоинств, имеет исключительно важное градостроительное значение. Именно он стал во время переустройства города по регулярному плану (конец XVIII века) центром радиально-кольцевой системы планировки ярославского посада. Вокруг храма была создана новая центральная площадь города, от которой разошлись радиальные лучи, ориентированные на его мощное пятиглавие и высокие шатровые башни.

В 50-х годах XVII столетия в Ярославле возведено еще несколько каменных церквей, а именно: Бориса и Глеба (разобрана в 1830 г.), Петра Митрополита (искажена) и Варвары Великомученицы (разрушена в 1930-х годах).

Церковь Варвары Великомученицы построена на месте древней деревянной, известной еще с XIV века. По сохранившимся фотографиям 20-х годов можно судить о ее облике (рис. III. 15). Это был четырехстолпный пятиглавый храм с приделами, двухъярусной галереей, высоким домообразным крыльцом и шатровой колокольней на северо-западном углу галереи. Декоративное убранство его более скромное, чем в предшествующих храмах. Объясняется это тем, что Варваринская церковь строилась не купцами, а на средства прихожан. Но в плане и общей композиции она продолжала традиции, ведущие свое начало от церкви Николы Надеина.

К 60-м годам XVII века в Ярославле начинает складываться своя самобытная школа культовой архитектуры, отличавшаяся от других регионов, в том числе и от зодчества Москвы, храмы которой тогда были небольших размеров, с бесстолпной конструкцией основного куба, окруженного приделами, притворами, украшенными измельченным кирпичным декором. Особенно характерны в этом отношении церкви Троицы в Никитниках (1631—1653), Рождества Богородицы в Путанках (1649-1652), относящиеся ко времени московского «узорочья».

Церковь Варвары Великомученицы

III. 15. Церковь Варвары Великомученицы (середина XVII в.). С фотографии 1920-х гг.

Ярославские храмы того же периода, наоборот, сохранили во многом традиции древнерусского соборного зодчества. Они значительны по размерам, четырехстолпные, с мощным пятиглавием на высоких световых барабанах, с высокими галереями и крыльцами, стройными шатровыми колокольнями. И в декоративном убранстве фасадов чувствуется определенная сдержанность, изысканность, самобытность.

Одним из самых ярких произведений ярославской школы культовой архитектуры на первом этапе ее развития стал знаменитый ансамбль в Коровниках. Состоит он из двух храмов (летнего и зимнего), отдельно стоящей колокольни, невысокой ограды с воротами (рис. III. 16) и сооружался на протяжении нескольких десятилетий не одним поколением ярославских зодчих. Но преемственность, четкое следование единому замыслу позволили не допустить здесь разностильности. Наоборот, постепенно сложился замечательный архитектурный ансамбль — памятник мирового значения.

Расположен он на берегу Волги, чуть ниже впадения в нее реки Которосли. Здесь еще с XVI века находилась Коровницкая слобода с деревянной церковью. Жители слободы занимались огородничеством, рыболовством, животноводством, ремеслами, и в частности производством гончарных изделий и изразцов. Невысокие берега Волга на этом участке, широкая заливная пойма (до подъема уровня воды в наше время), необъятные волжские просторы оказали определяющее влияние на композицию ансамбля, обращенного своим главным фасадом именно на Волгу — главную водную магистраль России.

Первое сооружение этого комплекса — церковь Иоанна Златоуста (рис. III.17) возведена в 1649—1654 годах на средства богатых посадских людей Неждановских. Строительство ее совпало по времени с церковной реформой Никона, который выступал против всяких новаций в храмовом строительстве, требовал от зодчих большей строгости, «чина», следования образцам древнерусской архитектуры. Очевидно, это обстоятельство и повлияло в определенной степени на планировку и композицию церкви. Впервые в ярославском зодчестве храм получает строгую симметрию по оси восток—запад. Теплая церковь, предназначенная для службы в зимнее время, и колокольня — сразу задуманы отдельно стоящими и возведены позже. То есть в самой композиции Иоанна Златоуста уже была заложена идея ансамблевости.

План ансамбля в Коровниках

III. 16. План ансамбля в Коровниках: 1 — церковь Иоанна Златоуста; 2 — церковь Владимирской Богоматери; 3 — колокольня; 4 — Святые ворота с оградой

Церковь Иоанна Златоуста (1649—1654)

III. 17. Церковь Иоанна Златоуста (1649—1654): а — восточный фасад; б — план

Крупный четырехстолпный пятиглавый храм (основной куб 16×22 м при высоте с центральной главой — 36 м) окружен с трех сторон невысокой, первоначально открытой галереей, которая заканчивается на востоке двумя приделами с восьмигранными шатрами. С запада, севера и юга на галерею ведут три крыльца с высокими крутыми щипцами. В отличие от ранних культовых построек Ярославля в церкви Иоанна Златоуста отсутствует подклет (основное его предназначение — складирование купеческих товаров — здесь не требовалось). Поэтому галерея стала одноэтажной, и сам объем храма как бы снизился. Но извечная тяга русских зодчих к устремленности ввысь (высота как синоним красоты) побудила их значительно повысить барабаны и главы (особенно среднюю). Центральный барабан с главой (21 м до креста) значительно превосходит высоту самого объема церкви (15 м).

Такой композиционный прием, обогативший силуэт храма, стал характерным для последующего этапа ярославского культового зодчества. Следует обратить внимание на одну интересную особенность композиции церкви Иоанна Златоуста с восточного фасада, со стороны Волги — главной точки его обзора. Общая линия силуэта — с его мощными главами, симметрично расположенными шатрами приделов и боковыми крыльцами — вписывается в форму высокого шлема. Чисто русская килевидная форма многих архитектурных деталей (главы, наличники окон, кокошники) здесь как бы прочитывается и в общем контуре всей композиции. Вот откуда поразительная гармоничность, цельность и законченность этого памятника — шедевра древнерусского зодчества.

Декоративное убранство храма поначалу было более скромным. Не одно поколение мастеров каменщиков и керамистов обогащало, улучшало его наружную отделку. В 80-х годах XVII века заложена открытая аркада галереи, где вновь устроенные окна получили богатые наличники, причем каждый из них имел свой неповторимый рисунок. При закладке было полностью сохранено прежнее декоративное убранство галереи — кувшинообразные столбы, приплюснутые архивольты арок. В это же время для лучшего освещения пробивают новые крупные окна на втором ярусе четверика, не считаясь даже с расположением лопаток (некоторые окна попали прямо на них). Западные углы основного куба получают оригинальное оформление в виде пучка узких полуколонок с изразцовым фризом. В конце XVII столетия перестроены крыльца, появились крутые, устремленные вверх щипцовые крыши с полицей. Тогда же фасады украшаются многоцветными изразцами, размещенными на фризах крылец, в ширинках столбов галереи и в обрамлении окна центральной апсиды. Этот великолепный изразцовый наличник (размером 5×8 м), имеющий наружный контур явно барочной формы, — особая достопримечательность храма.

После дополнительного украшения фасадов церковь Иоанна Златоуста стала самым нарядным, изысканным памятником ярославского зодчества периода его расцвета. Стенописи выполнены в 30-х годах XVIII столетия ярославскими мастерами во главе с Алексеем Сопляковым.

Церковь Владимирской Богоматери (1669)

III. 18. Церковь Владимирской Богоматери (1669). Восточный фасад

Второй храм ансамбля — церковь Владимирской Богоматери (рис. III.18) построена в 1669 году. Расположена по одной линии с церковью Златоуста на некотором отдалении от нее и также обращена на Волгу восточным фасадом. Оба здания соединяет низкая каменная ограда с воротами. Владимирская церковь служила теплым (зимним) храмом прихода, но ее значительные размеры (в плане 18×30 м при высоте 34 м) не соответствуют функциональному назначению. Отапливаемые церкви, как правило, были небольшими и невысокими (экономия топлива). Крупные размеры Владимирской церкви продиктованы лишь интересами ансамбля: масса ее куба с высоким пятиглавием примерно равновелика основному кубу церкви Златоуста. Эти два храма предопределили симметрию всей композиции, по центральной оси которой в дальнейшем была поставлена главная вертикаль ансамбля — шатровая колокольня. Неудобства в эксплуатации большого помещения зимней церкви вынудили поделить ее впоследствии на два этажа. Верхний этаж остался пустым чердаком.

Колокольня церкви Иоанна Златоуста (1680-е гг.)

III.20. Колокольня церкви Иоанна Златоуста (1680-е гг.). Фасад

Наружная отделка храма очень скромна: простые наличники окон, уступчатый карниз с поребриком на апсидах, несложные архивольты закомар с короткими лопатками, опирающимися на промежуточный карниз, — на основном кубе. Но высокие барабаны — нарядны. Они своими крупными главами схожи с главами Златоустинской церкви и очень выразительны в силуэте.

Нарочито приниженная ограда с небольшими арочными проходами (едва в рост человека), ажурные, измельченной архитектуры в стиле «нарышкинского» барокко Святые ворота (рис. III. 19), построенные в конце XVII века, — все это гениальной интуицией зодчих должно подчеркивать величие храмов, что особенно ощущается с Волги.

Святые ворота с оградой (конец XVII в.)

III. 19. Святые ворота с оградой (конец XVII в.). Восточный фасад

Венчает всю композицию высокая (37 м), стройная шатровая колокольня (рис. III.20), получившая в народе название «ярославская свеча». Возведена она в 1680-х годах и поставлена в глубине участка по оси ворот. Восьмигранная в плане, с глухим нижним ярусом, расчлененным лишь угловыми лопатками, подчеркивающими ее устремленность вверх, колокольня завершается стройной аркадой звонов и шатром с тремя рядами высоко поднимающихся слухов, оформленных наличниками с тройными и одинарными кокошниками. Нарядный пояс под аркадой с тонкими горизонтальными тягами украшен вставками изразцов. Глухой низ колокольни с маленькими оконцами, освещающими внутристенную лестницу, резко контрастирует с ажурным, богато декорированным верхом.

Прием контрастности здесь использован не случайно. Именно он позволяет колокольне органично вписаться в общий ансамбль. Какое-то неуловимое равновесие и соразмерность масс звонницы и храмов, построенных в разное время, их архитектурное единство подчеркнуты именно распределением насыщенности декора по высоте. Нарядный пояс колокольни с поднимающимся над ним богато украшенным шатром проходит на уровне основного куба храмов, в которых также прослеживается определенная сдержанность декоративного убранства внизу и изысканная выразительность барабанов со сложными карнизами и аркатурно-колончатыми поясами, пучинистыми главами и ажурными крестами.

Ансамбль в Коровниках — выдающееся произведение древнерусского зодчества, памятник мирового значения — один из первых в России ансамблей, построенных на принципах симметрии.

В 60-х годах XVII столетия начинает обстраиваться каменными храмами Кирилло-Афанасьевский монастырь, основанный в 1615 году и бывший до этого сплошь деревянным. В 1660 году возведена Воскресенская церковь (не сохранилась), в 1664 — церковь Кирилла и Афанасия, в конце XVII века — Спасо-Пробоинская. Две последние дошли до нас в сильно искаженном виде. О прежнем облике монастыря можно судить по сохранившейся акварели И. Белоногова, выполненной в середине прошлого столетия (рис. III.21). Три храма стоят плотно в один ряд и обращены своими восточными фасадами на улицу. Боковые церкви одноглавые, на высоких подклетах, с приделами; центральная (Спасо-Пробоинская) — пятиглавая, также на высоком подклете. В глубине участка видны три колокольни: одна шатровая и две ярусные (XVIII в.). Все они не сохранились. На территорию монастыря вели несколько ворот, двое из них завершались башнями со шпилем.

Кирилло-Афанасьевский монастырь

III.21. Кирилло-Афанасьевский монастырь. С акварели И. Белоногова, середина XIX в.

Это был очень интересный ансамбль с исключительно богатым силуэтом.

Следите за продолжением…

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий