Допетровское зодчество. Глава III. ч.2. Каменное культовое строительство

Церковь Николы Надеина дошла до наших дней сильно перестроенной История

В начале XVII века в Ярославле, после столетнего перерыва, начинают возводить каменные храмы. Поначалу они строились, как правило, на средства ярославского купечества, получившего от Михаила Романова определенные привилегии и быстро разбогатевшего. В 1620 году на берегу Волги, в центре посада, на месте обветшалой деревянной была заложена каменная церковь Никольская. Заказчик и строитель ее — знатный купец, «гость государевой сотни» Епифаний Светешников, по прозвищу Надея. Впоследствии этот храм получил название Николы Надеина. Светешников был родом из Новгорода, имел связи в Москве (ему поручал торговые сделки сам царь). Задумав возвести каменную церковь, но не имея местных мастеров, владевших опытом церковного строительства, Надея пригласил иногородних каменщиков. Кто они были — земляки-новгородцы или московские мастера — неизвестно. Всего вероятнее — и те, и другие.

Исследователи ярославской архитектуры высказывают неоднозначные мнения по поводу того, какой храм явился прототипом Николо-Надеинской церкви. А. И. Суслов считал, что это Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (середина XVI в.), Э. Д. Добровольская называет годуновскую церковь Спасо-Преображения в с. Вязёмах (конец XVI в.). И оба они правы, но отчасти. Да, в Надеинской церкви есть отдельные элементы, схожие с этими храмами, но корни уходят всё же глубже. Но об этом чуть позже.

Церковь Николы Надеина дошла до наших дней сильно перестроенной. По имеющимся описаниям, а также сохранившимся в кладке стен следам старых форм можно представить ее первоначальный облик (рис. III.9). Это был пятиглавый четырехстолпный храм (основной куб в плане 15×20 м), поставленный на высокий подклет. С трех сторон (север, запад, юг) его окружала открытая двухъярусная галерея, к которой на северо- востоке примыкал столпообразный придел, а на северо-западном углу — невысокая двухъярусная, квадратная в плане звонница.

И вот этот оригинальный композиционный прием, нарушающий симметрию здания, но придающий ему живописность и динамизм, — размещение звонницы с северо-западного угла, — прием, характерный для многих последующих культовых построек Ярославля, — мы находим в псковско-новгородской архитектуре. В частности, в церкви Богоявления с Запсковья (конец XV — начало XVI века). Этот храм (правда, одноглавый) также окружен с трех сторон галереями (с окнами), которые заканчиваются на востоке небольшими приделами. А с северо-западного угла к нему приставлена прямоугольная в плане звонница с открытой аркадой.

Об участии в строительстве церкви Николы Надеина псковских и новгородских мастеров говорит также и сама техника кладки: кривые линии арок галереи, закомар выполнены без лекала, нарисованы как бы «от руки», что характерно именно для псковско-новгородской школы. И в то же время в архитектурном оформлении фасадов церкви ощущается определенная двойственность. Скупой, грубоватый декор основного куба, северного придела и апсид не очень согласуется с нарядным, несколько измельченным оформлением барабанов глав, кессонированного парапета галереи, дробно расчлененных ширинками столбов крыльца. Именно эти элементы, как и сама форма глав Надеинской церкви, близкая к шлемовидной, очень напоминают формы и декор церкви в с. Вязёмах под Москвой. И здесь вполне возможно допустить влияние московских мастеров. Что же касается такого архитектурного элемента, как открытая двухъярусная галерея, то он был перед глазами у строителей — в Спасо-Преображенском соборе Спасского монастыря.

Церковь Николы Надеина

 

III.9. Церковь Николы Надеина (1620—1622): а — северный фасад (реконструкция); б — план (современное состояние)

Одним словом, в архитектуре церкви Николы Надеина — первом посадском каменном храме Ярославля — ощущается синтез различных архитектурных школ многогранного древнерусского зодчества.

Церковь Николы Надеина (1620—1622)

III. 10. Церковь Николы Надеина (1620—1622). Северный фасад (современное состояние)

Известно, что артель, строившая храм Николы Надеина, работала и в Спасском монастыре и возвела там в 20-х годах XVII века над Святыми воротами Введенскую церковь и прямоугольную башню-колокольню, крытую деревянным шатром. У Введенской церкви также была открытая галерея с кессонированным парапетом, а по форме сохранившейся башни с двумя арками звонов наверху — мы можем судить о первоначальной форме колокольни церкви Николы Надеина.

Строительство храма закончено в 1622 году, а через двадцать лет его интерьеры были расписаны артелью художников во главе с костромичом Любимом Агеевым, ярославцем Стефаном Ефимиевым и нижегородцем Иваном Муравьем. Считается, что богатый иконостас церкви выполнен в XVIII столетии при участии Федора Волкова — основателя русского национального театра.

Как уже отмечалось, Николо-Надеинская церковь сильно перестроена. В конце XVII века заложены арки галереи, надстроена колокольня, получившая восьмигранный ярус с каменным шатром. На рубеже XVII— XVIII столетий возведен южный придел. В 1836 году для облегчения сводов разобрали малые главы и устроили взамен закомарного покрытия скатную крышу, которая неоднократно менялась. Центральная глава еще в XVIII веке была переделана в барочных формах (сейчас восстановлена в первоначальном виде). Таким и дошел до наших дней этот храм (рис. III. 10), открывший первую страницу в истории каменного культового зодчества Ярославля XVII столетия.

Церковь Рождества Христова (1644)

III. 11. Церковь Рождества Христова (1644): а — западный фасад; б — план

В 30-х годах XVII века в Ярославле сооружается еще несколько каменных посадских церквей, в частности: Леонтия Ростовского (1635), Никиты Мученика (закончена в 1641 г.). Они не сохранились, и поэтому сейчас трудно проследить дальнейшую эволюцию ярославского зодчества. Но то, что совершенствование от храма к храму композиции и декоративного убранства, накопление опыта местными мастерами происходило довольно быстро, — бесспорно. Это ощущается уже в построенной в 1644 году церкви Рождества Христова. Здесь не возникает вопроса об участии в строительстве иногородних мастеров. За двадцать лет после возведения церкви Николы Надеина в Ярославле появились свои талантливые мастера-каменщики, о чем блестяще свидетельствует колокольня церкви Рождества, не имеющая аналогов во всей русской архитектуре.

Храм Рождества Христова (рис. III.11) поставлен также на берегу Волги, на месте деревянной церкви, ведущей свою родословную еще с XIII века. Строили его купцы Назарьевы-Гурьевы, которые специализировались на торговле со странами Востока (Ногайская Орда, Бухара и др.), искали пути к «индийским землям». Одним из представителей этой богатой купеческой династии был даже построен город-крепость на границе с Ордой (г. Гурьев). Туда выезжали ярославские мастера, имевшие возможность познакомиться с архитектурой Средней Азии (Бухары, Самарканда), что в дальнейшем оказало определенное влияние на декоративную отделку фасадов церкви Рождества и ее колокольни.

В своей основе храм повторяет схему церкви Николы Надеина: четырехстолпный основной куб (в плане 12×16 м), первоначально пятиглавый, поставленный на высокий подклет и окруженный с трех сторон двухъярусной галереей (ранее открытой), заканчивающейся приделами, с высоким домообразным крыльцом с западной стороны, ведущим на второй ярус. Но в отличие от Надеинской церкви в этом храме принято принципиально новое решение, а именно: колокольню не примкнули к северо-западному углу здания, а поставили отдельно. Это очень важный момент в эволюции ярославского храмового зодчества. Все последующие культовые постройки города вплоть до конца XVII века выполнялись либо по схеме Надеинской церкви (с примкнутой звонницей), либо по Рождественской — с отдельно стоящей колокольней.

В дальнейшем храм Рождества Христова претерпел значительные изменения. Во второй половине XVII столетия возведен юго-западный Казанский придел, оформленный исключительно богатым, нарядным карнизом и славящийся своим ажурным, изысканным по рисунку крестом —  выдающимся образцом кузнечного искусства. С запада к приделу примыкала открытая арочная галерея, с которой по второму этажу был переход на стоявшую по соседству колокольню. В начале XIX века разобраны малые главы, изменено закомарное покрытие на скатное, переделана под теплую церковь северная галерея, разобран переход на колокольню.

В современном виде церковь представляет собой сложную живописную, но уравновешенную композицию разновеликих объемов с более богатым, чем в Надеинской церкви, декоративным убранством. Отличительным в этом храме является изразцовый фриз на основном кубе с текстами (летопись строительства), что явно навеяно памятниками Самарканда и Бухары, славившимися богатым изразцовым убранством фасадов с использованием арабской вязи.

Цветными изразцами были покрыты и все главы церкви. Таким образом, в храме Рождества Христова впервые в Ярославле стали широко применяться изразцовые украшения. Оригинально решены опоры аркады на первом этаже в ее северо-западной части. Они представляют собой короткие, толстые (до 1,5 м), бочкообразные граненые столбы. Возникает вопрос: а зачем нужны такие мощные опоры для сравнительно легкой галереи? Не было ли первоначально плана разместить здесь (на северо-западном углу) колокольню, как в церкви Николы Надеина? Но это требует специальных исследований. Сорок лет спустя после возведения храма его интерьеры расписаны местными живописцами.

Колокольня церкви Рождество Христова (1660-е гг.)

III. 12. Колокольня церкви Рождество Христова (1660-е гг.): а — западный фасад; б — план нижнего яруса

Колокольня церкви Рождества Христова (рис. III.12) — необычное, оригинальное многофункциональное сооружение. Поначалу это были ворота с двумя арочными проездами на территорию церковного комплекса, окруженного невысокой глухой каменной оградой. Над воротами на втором ярусе размещалась небольшая церковь с открытой галереей, которая завершалась шатровой колокольней-звонницей. На одной из боковых башен с восточной стороны находились часы с шахтой для гирь. Итак — четыре функции в одном здании. Как появилась идея такого сооружения? Здесь за образцом не пришлось ездить в дальние страны. В самом Ярославле на территории Спасского монастыря в то время уже существовал подобный комплекс. Это Святые ворота! Башня с двумя арочными проездами (XVI в.), надстроенная в 20-х годах XVII столетия надвратной церковью Введения и башней-звонницей с часами и набатным колоколом, — вот прототип колокольни церкви Рождества Христова.

Но если в Спасском монастыре эта идея многофункционального сооружения реализовывалась на протяжении столетия и не отличалась цельностью композиции и единством архитектурного решения, то в колокольне Рождественской церкви она воплощена в блестящую архитектурную форму. Прямоугольный объем здания (в плане 9×12 м) с легкой аркадой второго яруса завершается тремя шатрами. Эта оригинальная композиция, впервые примененная в угличской Дивной церкви (1628), ведущая свои истоки от древнерусского деревянного зодчества, в колокольне Рождества получает дальнейшее развитие. Сознательно приниженные боковые четырехгранные шатры подчеркивают высоту главного восьмигранного шатра и центричность всей композиции. Устремленность вверх ощущается даже в прорисовке отдельных деталей. Так, формы слухов на шатре колокольни меняют свои пропорции по ярусам, по мере повышения как бы удлиняясь, вытягиваясь.

Влияние народного деревянного зодчества сказалось на форме приземистых, бочкообразных полуколонн первого яруса и кувшинообразных столбов аркады галереи. Необычная двойная арка с висячей гирькой центрального проезда заимствована из Успенского собора Московского Кремля и в дальнейшем получила в Ярославле широкое распространение.

Поражает глубокое знание ярославскими мастерами архитектурных приемов предшествовавших эпох, умение использовать, воедино соединять и творчески перерабатывать все лучшее, что было накоплено в русском зодчестве. И, наконец, формы завершения парных полуколонн на углах четверика церкви, выполненные в виде нарядных украшений, копирующих в миниатюре завершения мусульманских минаретов, — напоминают нам о хорошем знании мастерами артели Назарьевых-Гурьевых памятников Средней Азии.

Колокольня церкви Рождества Христова — одно из лучших произведений ярославского зодчества, оригинальное по композиции и декоративному убранству.

В 1646 году была закончена перестройка главного храма города — Успенского собора в кремле (рис. III. 13). Собор, возведенный еще в начале XVI века московскими мастерами, за полтора столетия сильно обветшал, и потребовалась его полная перестройка. Новый храм сохранил формы соборного зодчества, ведущего свою родословную от белокаменных Успенских соборов Владимира и Москвы. Его строгий кубический объем с позакомарным покрытием, позднее переделанным на скатную крышу, венчался мощным пятиглавием. Стены расчленялись простыми лопатками, соответствовавшими внутренней конструкции шестистолпного храма. Два ряда узких окон в глубоких нишах освещали внутреннее пространство, расписанное фресками. Архитектурный декор на фасадах сохранял традицию московского Успенского собора, несколько обогатив ее. В ярославском храме было два, а не один, как в московском, аркатурно-колончатых пояса, проходивших на уровне окон, и были расписаны плоскости закомар. В XIX столетии собор частично искажен пристройками в псевдорусском стиле. Тогда же переделана и отдельно стоящая шатровая колокольня на ярусную. Успенский собор с колокольней — главная доминанта города, игравшая исключительно важную роль в его панораме, — не сохранился. Он взорван в 30-х годах нашего столетия.

Успенский собор (1646)

III. 13. Успенский собор (1646). С фотографии 1920-х гг.

Следите за продолжением…

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий