Допетровское зодчество. Глава III. ч.3. Расцвет ярославской школы культовой архитектуры (продолжение)

Храм Иоанна Предтечи в Ярославле (1671—1687) История

Самым звучным аккордом в симфонии ярославского культового зодчества XVII столетия, бесспорно, стал ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (рис. III.33). Композиция ансамбля, размещение о объемов, по всей очевидности, навеяны ансамблем в Коровниках. Здесь также было два храма (летний и зимний), отдельно стоящая колокольня между ними и невысокая ограда со Святыми воротами. Зимняя церковь не сохранилась (уничтожена в 1960-х годах при расширении лакокрасочного завода), утрачена в большей части и ограда. В настоящее время ансамбль состоит из летнего храма, колокольни и Святых ворот.

Церковь Иоанна Предтечи (рис. III.34) возводилась с 1671 по 1687 год на средства прихожан богатой Толчковской слободы, жители которой еще с XVI века занимались кожевенным производством. Она поставлена на месте старой деревянной церкви и является самым крупным и самым богато украшенным храмом Ярославля. В плане повторяет симметричную композицию церкви Иоанна Златоуста, но значительно превосходит ее по размерам (в плане 20×28 м, при высоте с центральной главой 44 м). Так же как и Златоустинская, церковь Иоанна Предтечи — четырехстолпная, пятиглавая, с двумя симметричными приделами и окружена с трех сторон одноэтажной галереей с арочными окнами, на которую ведут три щипцовых крыльца (с севера, запада и юга).

План ансамбля церкви Иоанна Предтечи

III.33.         План ансамбля церкви Иоанна Предтечи: 1 — летний храм; 2 — зимний храм (не сохранился); 3 — колокольня; 4 — Святые ворота

Но в отличие от коровницкой церкви приделы здесь завершаются не шатрами, а декоративными, плотно поставленными малыми пятиглавиями. Этот оригинальный прием применен в Ярославле впервые и значительно обогатил композицию и силуэт храма, сделав его пятнадцатиглавым. Другой отличительной чертой церкви Иоанна Предтечи является ее исключительно богатое декоративное убранство. Все плоскости галерей, крылец сплошь покрыты узорами из лекального кирпича и изразцов. Простенки галереи оформлены тройными полуколонками- катушками и ширинками с изразцами; апсиды расписаны в три цвета под брильянтовый руст; двери, ставни, откосы окон — расписаны орнаментом. В отличие от всех других ярославских храмов впервые здесь и сам четверик покрыт сплошь ковровым узором, состоящим из тройных и двойных полуколонок с «перехватами», свисающих гирлянд изразцов, поставленных на «угол», широкого богатого фриза над окнами, переходящего на приделы. Так же щедро украшены барабаны глав, которые в XIX столетии были позолочены. Центральная глава, имеющая барочную форму, переделана в конце XVIII века.

Церковь Иоанна Предтечи (1671—1687)

III.34. Церковь Иоанна Предтечи (1671—1687): а — западный фасад; б — план

Исключительно нарядно оформлены интерьеры храма: золоченый иконостас, царские врата с мельчайшей виртуозной резьбой, резные скамьи галереи и, наконец, знаменитые фрески, покрывающие все плоскости стен церкви и галерей. Фрески эти выполнены в конце XVII века большой артелью художников, которую возглавляли Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев.

Высокая шестиярусная, восьмигранная в плане колокольня церкви Иоанна Предтечи (рис. III.35) возведена на рубеже XVII—XVIII столетий. В ее оформлении ощущается влияние архитектуры московского барокко, получившего распространение в этот период. Черты барокко прослеживаются в рисунке наличников окон и лопаток второго яруса, в рустовке третьего яруса и в форме пинаклей в верхней части колокольни.

Колокольня церкви Иоанна Предтечи (конец XVII в.)

III.35. Колокольня церкви Иоанна Предтечи (конец XVII в.): а — фасад; б — план нижнего яруса; в — план верхнего яруса.

Несмотря на некоторое стилевое расхождение в оформлении колокольни и самой церкви, эти два главных сооружения ансамбля весьма гармоничны между собой. Сомасштабность, соразмерность общих масс при почти одинаковой высоте колокольни и центральной главы храма, совпадение главных горизонтальных членений — вот секреты ансамблевости этого комплекса. Так, пояс первого яруса колокольни проходит на уровне карниза галереи; широкий декоративный фриз второго яруса под аркадой звонов — соответствует декоративному поясу, охватывающему основной куб церкви и приделы. Даже оконный проем на втором ярусе колокольни своим положением и масштабом как бы перекликается с одиночными окнами приделов храма.

Святые ворота церкви Иоанна Предтечи (конец XVII в.)

III.36. Святые ворота церкви Иоанна Предтечи (конец XVII в.): а — фасад; б — план 1-го и 2-го ярусов

Святые ворота Толчковского прихода (рис. III.36) по своей композиции повторяют аналогичные ворота ансамбля в Коровниках и по размерам близки к ним. Над аркой главного проезда возвышаются одна над

другой две небольшие восьмигранные ротонды с главкой в формах московского барокко, что позволяет отнести устройство ворот к концу XVII века.

Интенсивное храмовое строительство продолжалось в Ярославле и в 90-х годах XVII столетия. Здесь следует назвать несколько церквей, в частности: Святого Духа, Златоуста (в кремле), Петра и Павла (на Волге). Эти храмы не сохранились (разрушены в 1930-х годах), но по дошедшим до нас фотоснимкам можно представить их облик.

Церковь Златоуста в кремле (1690)

III.37. Церковь Златоуста в кремле (1690). С фотографии 1920-х гг.

Церковь Златоуста (рис. III.37) располагалась на территории бывшего кремля на Стрелке, между Успенским собором и Медведицким оврагом, была пятиглавой, с приделом, одноэтажной галереей и невысокой шатровой колокольней с северо-западной стороны. Декоративное убранство церкви довольно скромно, что продиктовано, очевидно, соседством со строгим по архитектуре Успенским собором, желанием подчинить ее облик главному храму города. Вероятно, по той же причине и главы церкви Златоуста имеют шлемовидную форму и небольшие размеры, совершенно нехарактерные для ярославских храмов того периода. Плоскости закомар церкви были расписаны фресками, так же как и в Успенском соборе, что еще раз свидетельствует об ансамблевом начале в архитектуре этого здания.

Церковь Петра и Павла (рис. III.38) была построена на берегу Волги на северной окраине города, где с XII века находился Петровский монастырь, а с XV столетия — деревянная приходская церковь того же наименования (сейчас здесь автомобильный мост через Волгу). Объемная композиция ее типично ярославская: четырехстолпный основной куб с крупным пятиглавием на высоких барабанах, украшенных аркатурными поясами, одноэтажные галереи с трех сторон с небольшими приделами, шатровая колокольня на северо-западном углу.

Церковь Петра и Павла на Волге (1691)

III.38. Церковь Петра и Павла на Волге (1691). С фотографии 1920-х гг.

Форма шатра колокольни несколько необычна для ярославских храмов — он имеет перелом в основании яруса слухов, которые больше походят на вторую малую аркаду (переходная форма от шатровых к ярусным колокольням). В декоративном оформлении фасадов применены типично ярославские мотивы: двойные полуколонки на углах четверика, килевидные наличники окон, гирлянды изразцов, поставленных на «угол». Богато были оформлены апсиды, расписанные под «шашку», с изразцовыми наличниками окон, по нарядности не уступавшими наличникам Николы Мокрого.

Церковь Петра и Павла своим богатым силуэтом завершала панораму Ярославля, ставя как бы последний акцент на Волжской набережной. Утрата этого памятника сильно обеднила панораму города.

К концу XVII столетия, одарив город более чем пятьюдесятью храмами, ярославская школа культового зодчества исчерпала себя. Возведенные в этот период церкви получают иной архитектурный облик. Ярославские зодчие отказываются от четырехстолпной конструктивной схемы культового здания, появляются бесстолпные храмы, крытые одним сомкнутым сводом, и церкви трапезного типа. Наиболее типичными из сохранившихся построек этого периода являются церкви Богоявления, Благовещения и Николы Рубленого.

Церковь Богоявления (1684—1693)

III.39. Церковь Богоявления (1684—1693): а — северный фасад; б — план

Церковь Богоявления (рис. III.39) возведена в 1684-1693 годах на месте древней деревянной, известной еще с XI века. Строилась она на средства купцов Зубчаниновых, династия которых была тесно связана со Спасским монастырем, по соседству с которым и возвели этот храм. Заказчики решили соединить в этой постройке характерные черты как ярославской, так и московской архитектурных школ. Так, основной объем церкви (четверик) имеет типично московскую композицию. Он бесстолпный, перекрыт единым сомкнутым сводом, имеет крупные, высокие окна, хорошо освещающие внутреннее пространство. Переход к скатной крыше решен в виде двух рядов декоративных закомар (кокошников), над которыми возвышаются глухие тонкие барабаны с небольшими маковичными главами.

Но по ярославской традиции храм имеет небольшой придел и окружен с трех сторон одноэтажной галереей, на северо-западном углу которой размещена восьмигранная шатровая колокольня. Колокольня значительно ниже основного куба с центральной главой (25 против 33 м), поставлена она с небольшим просветом от угла церкви и композиционно слабо увязана с основным объемом, имеющим вытянутые, устремленные вверх пропорции.

Славится церковь Богоявления своей богатой изразцовой отделкой, которая органично вошла в архитектурную ткань памятника. Изразцы в виде лент, поставленные на «угол», украшают все простенки храма, галерей, наличники окон, апсиды и барабаны. Из них выполнены все горизонтальные членения: сложного профиля карнизы галерей и апсид, широкий фриз под кокошниками основного куба, карнизы барабанов. Богато украшено изразцами входное крыльцо с западной стороны. Изразцы покрыты растительным орнаментом и имеют четыре тона: синий, зеленый, белый и желтый, что придает им мягкую, холодную гамму, удачно сочетающуюся с красным фоном кирпичных стен.

Хорошо освещенный интерьер храма расписан золотистыми фресками, выполненными сразу же по завершении строительных работ. Авторство их приписывают артели Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева.

Церковь Благовещения (рис. III.40) расположена на берегу Волги за Семеновским спуском, в бывшей Благовещенской слободе, сложившейся еще в XVI веке. Церковь возведена в 1688—1702 годах на месте древней деревянной, сгоревшей в 1670 году. Она пятиглавая, бесстолпная, без галерей, с невысокой папертью с западной стороны. Первоначально здесь была колокольня ярусного типа с двумя открытыми аркадами и небольшой главкой (не сохранилась). Оформлена очень скромно: угловые лопатки, два ряда крупных арочных окон без наличников, небольшие глухие барабаны с луковичными главами (нынешние, барочной формы, главы выполнены позже). Закомары отсутствуют — крыша сразу была выполнена четырехскатной.

Церковь Благовещения (1688—1702)

III. 40. Церковь Благовещения (1688—1702). Южный фасад

В этом скромном, непритязательном храме воплотились те художетвенные приемы в культовом зодчестве, которые будут характерны для последующих десятилетий. Рядом с церковью Благовещения находилась небольшая теплая церковь. В XIX столетии она была перестроена.

Церковь Николы Рубленого (1695)

III.41. Церковь Николы Рубленого (1695): а — южный фасад; б — план

Церковь Николы Рубленого (рис. III.41) возведена в 1695 году на территории кремля (Рубленого города), на месте деревянной надвратной Никольской церкви. Храм бесстолпный, трапезного типа. Состоит из трех основных объемов, расположенных по оси восток—запад: церкви с полукрутлой апсидой, трапезной с западной стороны и шатровой колокольни. Храм почти лишен декора (простые лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольт арок колокольни и др.), но очень интересен по своей композиции и выразителен по силуэту. Основные объемы церкви — четверик с изящным пятиглавием на тонких глухих барабанах, приземистые апсида и трапезная, высокая, стройная шатровая колокольня над притвором с арочным крыльцом — исключительно гармоничны по своим пропорциям и создают целостный архитектурный образ. Интересно отметить, что пропорции всех объемов здания построены на простых геометрических соотношениях. Так, размеры трапезной в плане равны самой церкви, объем которой по высоте (до креста) вписывается в два квадрата; высота колокольни равна размеру храма в плане от притвора до апсиды.

Церковь Николы Рубленого — украшение Которосльной набережной Ярославля. Своим изящным силуэтом она как бы открывает от Стрелки замечательную панораму города, лишь совсем недавно искаженную немасштабными современными постройками.

Как уже отмечалось выше, на рубеже XVII—XVIII веков в ярославском зодчестве появляется новый тип колокольни — ярусный (взамен шатрового). К нему относятся: колокольня церкви Иоанна Предтечи, несохранившаяся колокольня церкви Благовещения. Имеется в городе еще одна звонница такого типа.

Колокольня церкви Никиты Мученика (конец XVII в.)Колокольня церкви Никиты Мученика. План первого яруса

III.42. Колокольня церкви Никиты Мученика (конец XVII в.): а — фасад; б — план 1-го яруса.

Это колокольня церкви Никиты Мученика (рис. III.42). У нее шесть ярусов. В нижнем (квадратном в плане) расположен арочный проезд, второй ярус — восьмигранный (восьмерик на четверике), глухой, высокий. На третьем — аркада звонов, и далее идут, уменьшаясь по высоте, еще три яруса открытых аркад, завершающихся небольшой главкой. Декоративное оформление колокольни довольно сдержанно (лопатки, архивольты, пинакли и др.), но она очень выразительна по силуэту, гармонична по пропорциям, а динамика уменьшающихся кверху ярусов зрительно как бы увеличивает ее высоту.

В конце XVII столетия в Ярославле появляются первые каменные жилые дома. До этого вся жилая застройка города (как и в большинстве других русских поселений) была сплошь деревянной, что объясняется изобилием подручного строительного материала (леса), богатым опытом возведения деревянных построек (каждый хозяин был зодчим своего жилища) и, наконец, устойчивой традицией русских, считавших, что проживать в деревянном доме более гигиенично, чем в каменном.

Но постоянный бич деревянных городов — пожары — вынуждал переходить постепенно на каменную застройку. Сначала это касалось культовых крепостных сооружений, затем и жилых строений. Количество каменных жилых домов в дальнейшем постоянно возрастало, хотя и в XX столетии городские окраины оставались в основном деревянными.

Каменных жилых домов XVII века в Ярославле сохранилось всего несколько, да и то сильно искаженных. Два из них, отреставрированные в 20-х годах нашего столетия патриархом отечественной реставрации П. Д. Барановским, дают нам представление о каменной гражданской архитектуре Ярославля того периода.

Митрополичьи палаты (1670—1680-е гг.)Митрополичьи палаты. План первого этажа

III.43. Митрополичьи палаты (1670—1680-е гг.): а — восточный фасад; б — план 1-го этажа

Митрополичьи палаты (рис. III.43) возведены в 1680-х годах на территории Ярославского кремля со стороны Волги. Это было богатое подворье, состоявшее из жилых зданий, домовой церкви, хозяйственных служб и ограды. Построено оно ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в качестве собственной резиденции во время пребывания его в Ярославле. Из всего комплекса сохранились до наших дней лишь жилые палаты митрополита. Дом двухэтажный, с высокой четырехскатной крышей (ранее крытой тесом), очень больших размеров (в плане 40×26 м), с характерной для того времени планировкой палатного типа, ведущей свое начало от народного деревянного зодчества. В центре здания — сени с двумя крыльцами по торцам (не сохранились). С западной стороны от сеней размещался зал для приемов с одним центральным столбом для поддержания сводов, с восточной — жилые покои митрополита. Первый этаж связан со вторым внутристенными лестницами (стены до 2 м), все помещения перекрыты сводами.

Декоративное убранство фасадов весьма нарядно, хотя и сдержанно, рационально. Широкие лопатки по углам и в плоскости стены, соответствующие внутренней конструкции здания, три горизонтальных членения, имеющие единый мотив декора, усложняющийся кверху. Так, цоколь отмечен двумя валиками с поребриком между ними; межэтажный пояс состоит также из валиков с поребриком и еще одного ряда бегунца; венчающий карниз здания повторяет декор межэтажного пояса, но усложнен еще несколькими рядами кирпича с напуском. Арочные окна обрамлены прямоугольными наличниками с тремя кокошниками сверху. В целом архитектурный декор фасадов выполнен с большим тактом и вкусом, органично включен в плоскость массивных, несколько крепостного характера, стен.

Дом Иванова (конец XVII в.)

III.44. Дом Иванова (конец XVII в.): а — западный фасад; б — план

Второй памятник каменной гражданской архитектуры XVII века, дошедший до нас в довольно хорошем (отреставрированном) состоянии, — дом Иванова (рис. III.44). Построен в конце столетия в Спасской слободе, недалеко от церкви Николы Мокрого. Дом одноэтажный, на высоком подклете, служившем для складирования товаров (значит, хозяином был купец), покрыт высокой тесовой крышей с полицей. Планировка дома палатного типа, с широкими сенями, на которые ведет деревянное крыльцо, с жилыми комнатами по обе стороны сеней. Строгие фасады со скромным, но изящным декором — в виде угловых лопаток, тонкого межэтажного пояса с поребриком, наличников окон с кокошниками и богатого венчающего карниза с городками — придают этому зданию и монументальность, и изысканность.

Дом Работнова (конец XVII — начало XVIII в.)

III.45. Дом Работнова (конец XVII — начало XVIII в.): а — западный фасад; б — план 1-го этажа

На правом берегу Которосли, недалеко от знаменитой церкви Иоанна Предтечи, стоит двухэтажное здание, известное под названием дома Работнова. Здание сильно искажено перестройками и неквалифицированными ремонтами недавнего времени, при которых были утрачены все архитектурные детали. Но сохранившиеся фотографии 1950-х годов вне всякого сомнения подтверждают, что эта постройка относится к XVII веку (рис. III.45). Первоначально дом был меньших размеров (только его северная половина), имел палатную систему планировки (как в доме Иванова) и также четыре окна на втором этаже. Архитектурный декор его западного фасада — поребрик в межэтажном поясе, двойные кокошники над окнами — характерные элементы архитектуры XVII столетия. Южная часть дома пристроена, очевидно, в первой половине XVIII века, о чем свидетельствуют барочной формы наличники окон. В это же время были выполнены и раскрепованные угловые пилястры, рустованные по первому этажу, на старой части здания.

Завершая рассказ об архитектуре Ярославля XVII века — золотого века в истории нашего города, невольно хочется оглянуться назад, вглубь столетий, оценить, какое место в общерусской художественной культуре занимают памятники Ярославля.

700-летняя история древнерусской архитектуры явила миру многочисленные самобытные произведения каменного зодчества. Наиболее яркие страницы ее вписали: в XI веке — величавые соборы Киевской Руси; в XII — изумительные по красоте белокаменные храмы владимиро-суздальской школы; в XIII—XV веках — скромные, но до скульптурности выразительные памятники Псковско-Новгородской земли; в XV—XVI столетиях — монументальные соборы и известные только на Руси шатровые церкви московского зодчества и, наконец, в XVII веке — богатые по силуэту и изысканные по декоративному убранству храмы Ярославля.

Ярославская школа культовой архитектуры XVII столетия — лебединая песня древнерусского зодчества. Начиналась эпоха Петра, новое время, новая архитектура.

 

Так заканчивается третья глава дополненного переиздания работы ярославского архитектора, художника, искусствоведа Виктора Федоровича Марова «Ярославль: Архитектура и градостроительство».

Прошло почти 20 лет, но книга до сих пор актуальна. Это и неудивительно: автор, архитектор Виктор Маров — один из разработчиков Проекта охранных зон памятников истории и архитектуры Ярославля, внёс большой вклад в признание Ярославля на международном уровне: во многом на основании его трудов центр города был внесён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. По инициативе Ольги Мазановой, архитектора и градозащитницы, решено было осуществить переиздание работы Виктора Марова.

Составителями дополненного переиздания выступили Ольга Александровна Мазанова и Михаил Александрович Нянковский. 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий