Допетровское зодчество. Глава III. ч.3. Расцвет ярославской школы культовой архитектуры

Толгский монастырь в Ярославле История

Небывалый размах приобретает каменное культовое строительство в Ярославле в 70—80-х годах XVII столетия.

В этот период почти каждый год появлялась новая церковь, а в отдельные годы «освящалось» сразу по несколько храмов (1672 — три, 1679 — два, 1686 и 1687 — по два, 1688 — три). За двадцать лет в городе было построено более двух десятков каменных церквей, поставленных, как правило, взамен старых деревянных.

Храмы теперь возводятся в основном не богатыми купцами, а на средства прихожан. Бурное развитие ремесленного производства в Ярославле в середине XVII века укрепило экономически посадский люд. Получило расцвет тогда и прикладное искусство: керамика, резьба, чеканка, позолота и особенно монументальная живопись. Это был воистину золотой век ярославского зодчества. Постепенно меняется и внешний облик храма. С учетом климата и функциональной целесообразности зодчие отказываются от подклетов и открытых галерей (их заменяют закрытой папертью с окнами). Значительно повышаются барабаны и главы, превосходящие своей высотой основной объем здания, что усиливало его силуэт. Особое внимание уделяется обогащению декоративного убранства фасадов и интерьеров.

Храмы теперь возводятся в основном не богатыми купцами, а на средства прихожан

В 1672 году на берегу Которосли между Спасским монастырем и Медведицким оврагом, на месте деревянной церкви, ведущей свое исчисление еще со времен удельного княжества, был построен храм Спаса на Городу (рис. III.22). Взводился он на средства прихожан. В основу плана положена схема Николо-Надеинской церкви (с примкнутой колокольней на северо-западном углу). Сам храм невелик (в плане 13×20 м при высоте 28 м), без подклета и сначала имел один северо-восточный придел, крытый шатром. Северная паперть возведена в конце XVII века, а южный теплый придел и западная паперть — в XIX столетии.

Соседство церкви с главной торговой площадью города, которая в XVII веке располагалась вдоль Медведицкого оврага до берега Волги, предопределило архитектурную композицию здания. Именно его северный фасад, выходивший на это людное место, стал главным, наиболее выразительным. Богатый силуэт мощного пятиглавия (центральная глава с барабаном по высоте равны основному кубу) дополняется изящным силуэтом двух шатров над колокольней и приделом. Последний повторяет форму приделов церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но чуть ниже их. Квадратная в нижнем ярусе колокольня завершается восьмигранным шатром с аркадой звонов и одним рядом слухов.

Декоративное убранство довольно сдержанно на основном кубе (пилястры с архивольтами закомар) и более нарядное на барабанах (сложный карниз, аркатурно-колончатый пояс), шатрах (карнизы с поребриком, кокошники, наличники слухов), а также на паперти и нижних ярусах колокольни и придела, где окна оформлены богатыми наличниками с тонкими полуколоннами и кокошниками наверху.

Церковь Спаса на Городу (1672)

III.22. Церковь Спаса на Городу (1672): асеверный фасад; б — план

Церковь Николы Мокрого (1665—1672)

III.23. Церковь Николы Мокрого (1665—1672): а — восточный фасад; б — план

В целом декор распределен очень продуманно и целенаправленно и придает общей, слегка асимметричной, но очень компактной, композиции еще большую цельность. Стенописи церкви Спаса на Городу выполнены в 1693 году артелью ярославских мастеров во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.

В западной части города, в Спасской слободе, проходившей параллельно Которосли за Ершовым ручьем, в 1665 году начали возводить церковь Николы Мокрого (рис. III.23). Строилась она на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Степана Тарабаева. Храм закончен в 1672 году — одновременно с церковью Спаса на Городу. Крупный объем его (куб в плане 18×25 м при высоте 37 м) превосходит своими размерами церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, по образцу которой он и был задуман. Заказчикам, очевидно хотелось поразить ярославцев грандиозностью своего сооружения. К симметричной схеме прототипа они приставили с северо-западного угла еще колокольню, не уступающую по своим размерам колокольне Ильи Пророка.

Эта попытка соединить в одном храме две принципиально отличные схемы объемной композиции ярославского культового зодчества — асимметричную (Николы Надеина, Ильи Пророка) и симметричную (Иоанна Златоуста), — очевидно, и предопределила относительную неудачу зодчих. Композиция далека от совершенства, не производит впечатления целостности. Сравнивая восточные фасады церкви Иоанна Златоуста и Николы Мокрого, при общей их схожести нельзя не отметить, насколько пропорции последней проигрывают в гармоничности. Чрезмерно массивен низ ее, где апсиды боковых приделов возведены на один уровень с центральными. Более тонкие, редко поставленные барабаны со значительно меньшими, чем в Златоустинском храме, главами — не создают того мощного, выразительного силуэта. Шатры приделов, повторяющие один к одному златоустинские, не так стройны и как бы придавлены крупным шатром колокольни.

Несмотря на несовершенство в композиции, церковь Николы Мокрого стала определенной вехой в развитии ярославского культового зодчества, Здесь впервые была применена полузакрытая система галереи (на зиму закрывалась рамами), она вторым из ярославских храмов (после Николы Надеина) была расписана фресками — в 1673 году, всего через год после свершения строительства. Но известность Николо-Мокринскому приходу принесло небывало пышное керамическое убранство, выполненное в 90-х годах XVII века (наличники окон, притвор). Особой славой пользуются притвор его теплой церкви Тихвинской Богоматери (рис. III.24), сплошь покрытый многоцветным изразцовым ковром. Эта небольшая церковь трапезного типа возведена в 1686 году. Она одноглавая, с прямоугольной апсидой. Глава с круглым барабаном возвышается на прямоугольном постаменте, украшенном кокошниками. Знаменитый изразцовый декор притвора выполнен в 1690-х годах.

В том же 1672 году был закончен еще один храм в Ярославле — церковь Николы в Меленках (рис. III.25). Построена на месте древнего Николо-Сковородского монастыря, сожженного поляками в 1609 году. Около монастыря еще в XV веке существовало село Меленки. Отсюда и название храма, возведенного прихожанами этой закоторосльной слободы.

Церковь Тихвинской Богоматери (1686)

III.24. Церковь Тихвинской Богоматери (1686): а — восточный фасад; б — план

Церковь небольших размеров (в плане 13×21 м), окружена с трех сторон закрытыми галереями с окнами. С севера расположен придел, с запада и юга — небольшие крыльца, перекрытые на два ската. Шатровая колокольня, примыкавшая к северо-западному углу, разобрана в советское время [известная нам колокольня стояла отдельно]. Отделка фасадов скромна: аркатурные пояса на барабанах, простые пилястры и архивольты закомар (переделаны на скатную кровлю) на основном кубе, простые прямоугольные наличники окон на галерее.

Но пятиглавие храма имеет исключительно выразительный силуэт. Достигнуто это за счет очень высоких барабанов и мощных чешуйчатых глав. Первоначально (при закомарном покрытии) центральная глава с барабаном (16 м) значительно превышала высоту самой церкви (12 м). Это стремление к богатому силуэту из чисто градостроительных соображений, характерное для ярославских храмов второй половины XVII века, в церкви Николы в Меленках получило самое яркое воплощение. Интерьеры расписаны фресками в начале XVIII столетия бригадой ярославских художников во главе с Федором Федоровым.

В 1673 году завершено строительство церкви Димитрия Солунского (рис. III.26). Возведена на месте деревянной, известной еще со времен Дмитрия Донского. Строили церковь посадские люди.

Церкви Николы в Меленках и Дмитрия Солунского

III.25. Церковь Николы в Меленках (1668—1672): азападный фасад; бплан

III.26. Церковь Димитрия Солунского (1671—1673): азападный фасад; бплан

Она сравнительно небольших размеров (15×22 м), выполнена по схеме Надеинской, но в отличие от последней не имеет приделов, а галерея расположена лишь с западной стороны. Храм частично перестроен: в 1700 году возведена северная паперть, в XIX столетии разобраны боковые главы, переделано закомарное покрытие на скатное, с западной стороны пристроено крыльцо в классическом стиле. Оформление фасадов довольно скромно и традиционно для посадских церквей того периода: аркатурный пояс барабана, пилястры с архивольтами закомар на основном кубе, горизонтальные членения с поребриком на колокольне, килевидные завершения наличников окон и арок звонницы.

Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке (1678)

III.27. Церковь Владимирской Богоматери на Божедомке (1678): а — восточный фасад; б — план

Памятник славится своими фресками, выполненными в 1686 году ярославскими живописцами под руководством Севастьяна Дмитриева — признанного главы ярославской художественной школы.

Несколько необычным для Ярославля является храм Владимирской Богоматери на Божедомке (рис. III.27). Строился он с 1670 по 1678 год на средства купца Семена Лузина. Храм бесстолпный, трапезного типа (в плане 12×25 м), с прямоугольным алтарем и притвором с западной стороны, над которым поставлена невысокая шатровая колокольня. Основной куб церкви, перекрытый сомкнутым сводом, завершается тремя небольшими глухими шатрами, поставленными в ряд. Эта композиция как бы повторяет в уменьшенном виде шатровое завершение знаменитой угличской Дивной церкви. Декоративное оформление фасадов крайне скупо, что соответствовало особому назначению храма (отпеванию захороненных в братской могиле бездомных, утопленников и т. д.).

План Толгского монастыря

III.28. План Толгского монастыря: 1 — Крестовоздвиженская церковь; 2 — Святые ворота; 3 — настоятельский корпус; 4 — Введенский собор; 5 — звонница; 6 — Спасская церковь; 7 — кедровая роща

С 70-х годов XVII века начинается систематическая обстройка каменными зданиями Толгского монастыря (рис. III.28), основанного в начале XIV века на левом берегу Волги в нескольких километрах вверх по течению от Ярославля (сейчас расположен в черте города). В XVI веке здесь был возведен первый каменный храм — Введенский собор. В начале XVII столетия монастырь подвергся сильному разрушению литовскими интервентами. После восстановления монастыря (деревянного) постепенно возобновляется каменное строительство. В 1670-х годах возведены Крестовоздвиженская церковь, Святые ворота с Никольской надвратной церковью, настоятельский корпус.

В 1681—1683 годах на месте собора XVI века сооружается новый Введенский собор (рис. III.29). Крупный по размерам (основной куб 17×27 м), четырехстолпный пятиглавый храм окружен с трех сторон двухъярусной галереей с небольшим приделом с юго-восточной стороны. С запада на галерею ведет домообразное крыльцо. Высокая массивная звонница расположена с северо-западной стороны, но не вплотную к храму, а на некотором отдалении и соединена с ним двухэтажным переходом.

По своей композиции и декоративному убранству Введенский собор напоминает ярославские церкви первой половины XVII века: высокие галереи и крыльца, крупный объем основного куба и сравнительно невысокое пятиглавие. Галерея, глухая на первом этаже, с небольшими арочными проемами на втором, щедро украшена ширинками, заполнившими межэтажный пояс, простенки галереи, столбы крыльца, оформленного

Введенский собор Толгского монастыря (1681—1683)

III.29. Введенский собор Толгского монастыря (1681—1683): а — западный фасад; б — план собора и звонницы двойной аркой с висячей гирькой. Основной куб собора, расчлененный пилястрами, первоначально имел закомарное покрытие. Очевидно, иной формы были и главы. Стенописи в интерьерах выполнены в 1690—1691 годах артелью ярославских художников во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.

Монастырская звонница (рис. III.30) построена в 1683-1685 годах. Поначалу она была значительно ниже и завершалась тремя арками звонов, ныне заложенными. Два верхних яруса колокольни с круглой ротондой, выполненные в классическом стиле, возведены в 1826 году по проекту архитектора П. Я. Панькова. Нижняя, древняя часть звонницы представляет собой массивный прямоугольный объем с тремя рядами небольших арочных окон, обрамленных простыми килевидными наличниками, разделенный по этажам простыми тягами. Широкий пояс в основании аркады украшен поребриком и ширинками. Облик монастырской звонницы резко отличается от стройных ярославских шатровых колоколен того периода, от нее веет стариной, и своими формами она напоминает московскую четырехъярусную кубическую звонницу, пристроенную в XVI веке с северной стороны «Ивана Великого».

Каменные стены и башни монастыря возведены в 90-х годах XVII века взамен деревянных. Поначалу башни были крыты шатрами, над некоторыми из них (проездными) поднимались дозорные вышки с набатным колоколом. Стены, перестроенные в последующие столетия, утратили свое крепостное значение и превратились в монастырскую ограду. Спасская церковь и больничная палата, расположенные в северной части монастыря, построены на рубеже XVII—XVIII веков в стиле барокко. Церковь завершается куполом с девятью главами.

С южной стороны к Толгскому монастырю примыкает древняя кедровая роща, окруженная невысокой кирпичной оградой и составляющая с монастырем единый архитектурно-природный ансамбль, хорошо обозреваемый с волжских просторов.

Звонница Толгского монастыря (1683—1685; 1826)

III.30. Звонница Толгского монастыря (1683—1685; 1826). Западный фасад

Церковь Михаила Архангела (1657—1682)

III.31. Церковь Михаила Архангела (1657—1682): а — северный фасад; б — план

На берегу Которосли восточнее Спасского монастыря, на месте древней деревянной церкви, на средства ярославских купцов в 1657 году начали возводить каменную церковь Михаила Архангела (рис. III.31). Строилась она необычайно долго (закончена в 1682 году) и интересна тем, что в ее композиции и декоративном убранстве соединились черты двух периодов развития ярославского культового зодчества XVII века.

Крупный четырехстолпный пятиглавый храм (основной куб 15×22 м) поставлен на высокий подклет, предназначенный для складирования купеческих товаров. С севера и запада его окружают паперти, с восточной стороны — небольшой столпообразный придел. Южный одноэтажный придел (впоследствии перестроенный) выполнял функцию зимней церкви. К северо-западному углу приставлена квадратная в плане колокольня, увенчанная невысоким восьмигранным шатром. С западной стороны на второй этаж паперти ведет высокое домообразное крыльцо на ползучих арках. Первоначально было еще одно крыльцо (с северной стороны), в дальнейшем разобранное.

Планировочная схема храма Михаила Архангела повторяет планы церквей первой половины XVII века (Николы Надеина, Ильи Пророка). К моменту завершения строительства в ярославской архитектуре прошли значительные изменения. Зодчие стремятся придать храмам более выразительный силуэт и отказываются от позакомарного покрытия, как неудобного в эксплуатации. Церковь Михаила Архангела получает мощное пятиглавие, крупные окна на основном кубе здания, сразу перекрытом четырехскатной крышей. Вместо закомар устраивается пояс из небольших декоративных кокошников килевидной формы.

Декоративное оформление фасадов традиционно для ярославского зодчества. Это широкие лопатки, горизонтальные тяги с поребриком, наличники окон и, конечно, кессоны-ширинки с израцовыми вставками, которыми особенно богато украшено крыльцо. Росписи интерьеров выполнены в 1731 году артелью местных живописцев во главе с Федором Федоровым. Для этих фресок характерна утрата монументальности XVII столетия, некоторая измельченность и упрощенность рисунка, близкая к народному лубку.

В 80-х годах XVII века в Ярославле на средства прихожан возводится целая группа церквей: Вознесения (искажена), Сретенская (перестроена в XIX в.), Толгская в кремле (не сохранилась), Воздвиженская (искажена), Леонтьевская (не сохранилась), Всех Святых (разрушена в 1930-х годах) и, наконец, Федоровская и Иоанна Предтечи. Две последние, построенные за Которослью жителями Федоровской и соседней Толчковской слободы, законченные в один год (1687), как бы соперничавшие друг с другом, стали важным этапом в развитии ярославской школы культового зодчества.

Церковь Федоровская (рис. III.32) — крупный четырехстолпный пятиглавый храм (размеры куба 18×24 м), без подклета и поначалу без галерей и приделов, с тремя входами, оформленными небольшими крыльцами с западной, северной и южной стороны. Ныне существующая паперть, южный придел и западное крыльцо с тройной аркой, крытое колпаком, возведены лишь в XVIII веке. В начальной стадии строительства Федоровская церковь повторяла планировочную схему древнерусского четырехстолпного собора, симметричного по оси восток—запад, с тремя входами в храм.

Церковь Федоровская (1687)

III.32. Церковь Федоровская (1687): а — западный фасад; б — план

Чрезвычайно строгому оформлению основного куба (простые лопатки, соответствующие [не соответствующие — Д.В.] внутренней конструкции здания, арочные окна без наличников), характерному для соборного зодчества, противопоставлено чисто ярославское богатое убранство верха. Крупные пучинистые главы на богато украшенных барабанах, декоративные закомары, не соответствующие пилястрам (храм сразу крыт на четыре ската), опирающиеся на нарядный, сложно-профилированный пояс, мастерски выполненный за счет выпуска двенадцати рядов кирпича.

Стройны, изысканны пропорции и силуэт церкви. Соотношение высоты (до креста центральной главы 36 м) к ширине основного куба (18 м) составляет 2:1, т. е. вся композиция вписана в два квадрата. Центральная глава с барабаном (22 м) значительно превосходит саму церковь (14 м). Стремление зодчих придать величие храму за счет гармоничности и выразительности силуэта в этом памятнике увенчалось полным успехом.

Церковь строилась на средства прихожан. Они сами коллективно выбирали тип храма, его размеры (за образец была принята церковь Вознесения), сами возводили фундаменты с использованием дубовых свай.

Только после закладки фундамента была приглашена бригада «каменносоздателей», которая и завершила строительство. Таким образом, Федоровская церковь является плодом коллективного творчества, что вообще характерно для древнерусского зодчества. Интерьеры расписаны в 1715 году Федором Игнатьевым и Федором Федоровым «со товарищи».

Функцию зимней церкви Федоровского прихода выполняла церковь Николы Пенского, возведенная в 1691 году. Небольшой, скромно оформленный храм трапезного типа с шатровой колокольней расположен по соседству с Федоровской церковью ближе к Которосли.

Следите за продолжением…

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий