К 125-летию Михаила Кошкина, создателя легендарной «тридцатьчетверки»

Легендарный конструктор Михаил Кошкин Календарь памятных дат

3 декабря отмечаем 125-летний юбилей М.И. Кошкина, легендарного конструктора, лауреата Государственной премии СССР, Героя социалистического труда, попавшего в список личных врагов Адольфа Гитлера и Германии за создание Т-34, лучшего среднего танка Великой Отечественной войны и, как считают аналитики, сыгравшего ключевую роль в нашей победе над немецко-фашистскими захватчиками.

Ярославская земля подарила России и может гордиться талантливым человеком, имя которого известно многим Защитникам Отечества – Кошкин Михаил Ильич. Светлый, ясный ум, большой, самоотверженный труд, целеустремлённость и великий подвиг, возможно так кратко можно описать его короткую жизнь.

У этого человека была удивительная судьба. В юности он и не помышлял о том, что впоследствии стало главным делом его жизни. Кошкин прожил недолго, успев построить всего один танк, которому отдал все силы и саму жизнь. Его могила не сохранилась, а имя никогда не гремело по всему миру.

Зато весь мир знает его танк. Т-34 — лучший танк Второй мировой войны, танк, название которого неотделимо от слова «Победа».

Михаил Кошкин родился 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья рабочего Кошкина была многодетной и бедной. В 1905 г. отец, тяжело трудясь на лесоразработческом промысле, надорвался и умер, овдовевшей матери пришлось стать батрачкой, чтобы заработать на кусок хлеба. Михаил с братом Сергеем учились в церковно-приходской школе и в свободное время пасли свиней, чтоб хоть немного заработать на жизнь.
Миша изо всех сил старался вносить свою лепту — и в 14-летнем возрасте (согласно другому источнику, в 10-летнем) отправился в Златоглавую на заработки. В столице Кошкину нашлось место на кондитерской фабрике (ныне «Красный Октябрь») в качестве подмастерья. Через несколько лет Михаилу доверили обслуживание карамельных автоматов.

Дочь М. Кошкина Елизавета Михайловна через много лет рассказывала: «Миша, как старший, чтобы помочь матери, ушел на заработки в Москву, пешком с торбой сухарей за плечами и лаптями наперевес, как тот Ломоносов. Он направлялся к какому-то родственнику матери, она дала ему записку с адресом. Но буквально в первый день, не дойдя до места, он наткнулся на драку, несколько сильных мальчишек избивали одного слабого. Он вмешался, выручил того, кто слабее, но в драке потерял записку. Он остался один без денег и знакомых, но тут его подобрал рабочий Московской кондитерской фабрики. Этот мастер и его жена выходили моего отца и устроили на фабрику». На фабрике подросток проявил усердие и склонность к обучению, быстро прошел путь от подсобника до мастера цеха.

В 1917 г., при Керенском, незадолго до октябрьских судьбоносных событий, Кошкин был призван на службу в армию. Оттуда – вошел в ряды 58-го пехотного полка Красной Армии и был отправлен на Западный фронт, а по получении ранения – на лечение в Москву, где и демобилизован.

Будучи сыном бедняка, Кошкин восторженно принял Октябрьскую революцию и с началом Гражданской войны добровольно вступил в ряды Красной армии. Став бойцом железнодорожного отряда, он защищал молодую советскую республику от иностранной военной интервенции вначале под Царицыном, затем в составе 3-го железнодорожного батальона на Северном фронте брал Архангельск. Там он впервые столкнулся с бронетехникой и был впечатлён английскими танками «Рикардо» Mark V, используемыми интервентами на этом участке фронта.

По дороге на Польский фронт заболел, перенес «все три формы тифа», но выкарабкался.

По выздоровлении был восстановлен в свой батальон и участвовал в боях на Южном фронте против войск Врангеля.

После окончания Гражданской войны политрук Кошкин был направлен в Коммунистический университет им. Свердлова, где проучился с 1921 по 1924 гг. и где ему доводилось слушать лекции лично Ленина, Сталина и Орджоникидзе. В те годы Кошкин сблизился с известным военачальником РККА Михаилом Тухачевским, расстрелянным затем в 1937 г., известно также о его контактах с высопоставленными советскими государственными деятелями Кировым и Орджоникидзе.

Далее Кошкин был направлен в Вятку (ныне Киров) на кондитерскую фабрику, где вскоре вышел в директора, сделав фабрику одним из самых прибыльных и процветающих предприятий в городе. Сохранился фрагмент протокола заседания комитета фабрики, где рассматривается просьба коллектива задержать М. Кошкина на должности директора, дабы он подготовил достойного преемника.

В Вятке Кошкин повстречался со своей будущей женой. Дочь Елизавета о том периоде рассказывала: «Я родилась в Вятке, в келье Трифонового монастыря, где мы и жили. Там же отец организовал курсы ликбеза, учился сам и учил других. Он окончил всего лишь два класса церковно-приходской школы и всю жизнь писал с ошибками, но был при этом человеком знания. Кстати, на эти же курсы он отправил мою няньку, а потом способствовал ее поступлению в медицинский институт. Он всегда заботился о людях. Еще один яркий пример: будучи начальником фабрики в день выдачи зарплаты он собирал у себя в кабинете жен своих сотрудников с детьми. Детей угощал конфетами, а зарплату выдавал на руки женам, чтобы вятские мужики не пропили все деньги».

С 1925 по 1929 г. Кошкин поднялся и по партийной карьерной лестнице – от должности заведующего агитационно-пропагандистским отделом райкома до губернского комитета. В 1929 г. Кошкина, по требованию Кирова, в счет «партийной тысячи» направили учиться в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы».

Эта кафедра подготовила много квалифицированных специалистов для будущего танкостроения: помимо М. И. Кошкина, конструктора Т-34, ею были выпущены С. П. Изотов, конструктор газотурбинного двигателя танка Т-80, а также Н. Ф. Шашмурин, создатель танков ИС-2, ИС-7, Пт-76, БТР-50 п.

Практика М. Кошкина проходила на известном Горьковском автозаводе, а во время преддипломной подготовки Кошкина направили в конструкторский отдел Ленинградского завода № 185, где впервые доверили заниматься проектировкой экспериментальных танковых образцов. В документальной повести «Сотворение брони» Я. Резник писал: «Не раз, указывая на Кошкина, Сергей Миронович (Киров – М. С.) советовал: нагружайте его хорошенько, не бойтесь поручать сложную работу. Удивительно башковитый и цельный мужик. Этому по плечу большие дела, этот себя покажет». На этом заводе Кошкин остался и после окончания института в 1934 г., заняв должность заместителя начальника конструкторского бюро. Под его началом были созданы танки Т-46-5 и Т-29.

В 1936 г. Михаил был назначен начальником конструкторского бюро завода № 183 в Харькове. В момент прибытия нового начальника КБ на заводе в производстве уже были танки БТ-5 и БТ-7 и имелись собственные разработки танков Т-12 и Т-24. Кошкин влился в коллектив, быстро заслужив уважение трудолюбием и принципиальностью. За год работы М. Кошкин, вместе с помощниками Н. Кучеренко и А. Морозовым, осуществили модернизацию танка БТ-7, установив на нем двигатель В-2, тем самым был создан первый в мире танк с дизельным двигателем.

В сентябре 1937 г. Автобронетанковое управление РККА поставило задачу разработать новый маневренный колесно-гусеничный танк. В кратчайшие сроки под руководством Кошкина КБ разработало новый танк А-20. В процессе долгих конструкторских дискуссий от колесного хода, который плохо проявил себя в бою, полностью отказались, сделав боевую машину чисто гусеничной. Так появился новый танк, получивший индекс А-32.

На рассмотрение И. Сталину тогда было представлено два проекта. Глава государства незамедлительно велел изготовить оба и сравнить их по результатам испытаний. В 1939 г. экспериментальные образцы танков А-20 и А-32 были готовы и для испытаний предоставлены.

«Когда он работал над своей «тридцатьчетверкой», то дневал и ночевал на заводе – все его силы, мысли, время были поглощены новым танком, – писала Е. Кошкина. – Мы, дочери, редко видели его дома. Просыпаемся – папы уже нет, засыпаем – он еще не пришел. А когда выдавался свободный вечерок и отец принимался лепить пельмени, он непременно брал меня в помощницы. А маме, пытавшейся нам помочь, говорил: «Не надо, Верочка, мы уж с Лизой сами как-нибудь. Все будет в полном порядке». Исключительно нетребовательный в быту, в отношении к собственным нуждам, он был напорист, принципиален и требователен в работе. Не терпел разгильдяйства, халатности. Это был человек одержимый. Он ничего не делал вполсердца, вполсилы».

За короткие сроки, с учетом требованием комитета, были изготовлены два экземпляра танка на базе А-32, с броней 45 мм и пушкой 76 мм. Эта модель, успешно проявившая себе в испытаниях, и получила название Т-34.

Т-34 стал одним из символов победы
Памятник Т-34 в Харькове

17 марта 1940 г. танки были показаны руководству страны и получили одобрение. Сталин назвал Т-34 «новой ласточкой».

В апреле, возвращаясь в Харьков своим ходом, один из танков упал в воду. Кошкин лично участвовал в спасении машины и сильно простудился. Однако, невзирая на болезнь и госпитализацию, участвовал в окончательной доработке конструкций и налаживании серийного производства. Недуг стремительно прогрессировал, пришлось удалить отказавшее легкое. Усилия врачей оказались тщетными – 26 сентября 1940 г. М. И. Кошкин скончался.

К сожалению, жизнь Кошкина оборвалась очень рано. И, во многом, именно это обстоятельство способствовало тому, что выдающегося конструктора незаслуженно забыли, обделили наградами. Так, высокое звание Героя Социалистического Труда было посмертно присвоено ему указом Президента СССР уже в 1990 году – на закате существования советского государства.

Существует легенда, что из ненависти к танку Т-34 Гитлер назначил вознаграждение за голову конструктора, однако, узнав, что тот уже умер, приказал разбомбить кладбище, на котором Кошкин был похоронен. Могила инженера не сохранилась.

По мнению немецкого генерал-майора Б. Мюллера-Гиллебранда, появление танка Т-34 ознаменовало зарождение так называемой танкобоязни у немецких войск на Восточном фронте. Справочники сообщают, что по рейтингу «Top Ten Tanks», составленному телеканалом Military Channel в 2007 г. на основе результатов опросов британских и американских военнослужащих и экспертов, лучшим танком XX века стал советский Т-34. Он получил близкие к предельным оценки за огневую мощь, защищённость, подвижность, высшую оценку за освоение промышленностью.

Вспомним величайшее в истории танковое сражение, в котором ключевую роль сыграли «тридцатьчетверки». Оно состоялось в ходе Курской битвы, 12 июля 1943 г., близ села Прелестное, у поселка Прохоровка. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон. К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта «Великая Германия», «Адольф Гитлер», «Райх», «Мертвая голова», были разбиты и отступили. На поле остались догорать 400 машин. (Курская битва длилась 50 дней, завершившись освобождением Харькова. В ней помимо тяжелых людских потерь враг потерял около 1500 танков и штурмовых орудий. Повернуть ход войны в свою пользу ему не удалось. Но и наши атакующие потери, в частности, в бронетанковой технике были велики. Они составили более 6 тысяч танков и СУ.)

С 1940 по 1944 гг. семью советскими заводами (сначала в Харькове, до оккупации, затем в Сталинграде, до 1942-го, а также в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске и Свердловске) было выпущено 35 467 танков Т-34. Абсолютным рекордсменом в производстве «тридцатьчетверок» стал Нижний Тагил – 15 013 машин.

Наследие великого конструктора сложно недооценить – Т-34 стал одним из символов победы.
Е. Кошкина рассказывала в одном из интервью: «Танков Т-34 на пьедесталах стоит сто сорок два – это где-то написано. В России, США, в Израиле… А потом я еще встречала цифру, что их сейчас более четырехсот. Мне больше всего нравится в Париже, у входа в Дом инвалидов – там музей всех времен и народов. Т-34 поставлен по просьбе Жака Ширака… Нет, еще де Голля! И когда привезли эту машину, там выстроились по одну сторону наши солдаты, по другую французские, и как ты думаешь, когда танк шел к зданию, чтобы войти на пьедестал, что играли? Ну, сначала «Марсельезу», конечно, а потом «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля»! Я в этот музей, в Париж все собираюсь поехать, ни за что не помру, пока не съезжу!»

На постаменте танк Т-34-85. Ярославское шоссе близ Переславля-Залесского
На постаменте танк Т-34-85. Ярославское шоссе близ Переславля-Залесского

Памятник танку Т-34, а фактически М. И. Кошкину, установлен на Ярославском шоссе недалеко от г. Переславль-Залесский, у поворота на село Брынчаги, где родился выдающийся конструктор.

В сквере в деревне Брынчаги привели в порядок памятник главному конструктору танка Т-34, Герою Социалистического Труда Михаилу Кошкину. 3 декабря исполнится 125 лет со дня его рождения. К этому юбилею на родине Михаила Кошкина решили благоустроить территорию сквера и провести реконструкцию памятника. Также было принято решение рядом с бюстом Михаила Кошкина установить памятник еще одному выдающемуся человеку — участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Алексею Кошкину. Он также родился в деревне Брынчаги.

В сквере в деревне Брынчаги привели в порядок памятник главному конструктору танка Т-34, Герою Социалистического Труда Михаилу Кошкину

— В сквере заменена плитка, сделано освещение, установлена входная группа в виде звезды, — добавили в пресс-службе администрации Переславля-Залесского.

Символично, что в 2014 г. несколько танков сошли со своих мемориальных постаментов в Донбассе, чтобы в составе подразделений ополчения пойти в бой против укронацистов.

Источник
Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий