Мои земляки: жизнь в тылу

Жизнь в тылу. Трактористки История

Глава II. Жизнь в тылу

Труд колхозного крестьянства в годы войны – настоящий подвиг. Мобилизация не оставила в деревнях трудоспособных мужчин, тяжелое бремя на свои плечи пришлось взвалить женщинам и подросткам. Они пахали, сеяли, работали вместо мужчин на тракторах. Геройски проявили себя на трудовом фронте друзья-одногодки и однофамильцы Тихоновы – Василий Николаевич и Василий Степанович, а также Обогуев Алексей Андреевич, Коротков Виталий Андреевич, Тихонов Федор Емельянович – механизаторы-хлеборобы и мелиораторы. Все они поднимали обедневший в годы войны колхоз (в то время он назывался «Комбайн» и составлял примерно четверть теперешнего «Прогресса»), возглавил его фронтовик-орденоносец, тоже житель деревни Шебунино, Феофан Александрович Борисов.

Школа трактористок

Буквально в первые дни войны в помещении Шебунинской школы начали действовать курсы трактористок, девушки должны были заменить ушедших на фронт мужчин. Всего было призвано около ста человек, закончили курсы – 70. Об этом я узнала от Ландыревой Елизаветы Вахромеевны: «Большая группа трактористок была из Шебунина: Саша Погорелова, Лиза Тихонова, Лена Ладанова, Сима и Маруся Погореловы и другие. Работа была тяжелая. Трактора марки ХТЗ работали на керосине. Надо было встать засветло, принести на себе в бидонах топливо, заправить машину, сделать «техосмотр» — и за руль на весь день. Когда я заснула за рулем и чуть не погибла, стали работать по двое на одном тракторе».

Анастасия Григорьевна Тихонова рассказала о работе полеводов: «Бригадир давал разнарядку: за день лопатой вскопать каждому по 10 соток. Часто некогда было спину разогнуть и что-то в рот взять. Еда была. Без разносолов, но сытная: гороховый суп или щи, тушеная картошка, вяленая морковь или свекла на десерт. Чай заваривали из трав».

Шебунинсктй детский дом

Весной 1943 года в помещении Шебунинской школы был организован детский дом №161, рассчитанный на 80 мест для детей из блокадного Ленинграда. Директором детского дома назначили Калинину Анну Максимовну. Обслуживающий персонал состоял из шебунинских женщин.

Эта страница из жизни Шебунина была исследована моими предшественниками из Шебунинской школы под руководством учителей истории – Подгорняк Нины Федоровны и Коротковой Надежды Викторовны.

Состав детей в детском доме был разнородным: кто-то помнил своих родителей, кто-то не знал, как его зовут. Некоторые дети имели немецкие имена и фамилии, так как они были вывезены из Германии: Нора Умбекант, Лиза и Франциска Штарк , другие дети были с фамилиями, полученными в детприемниках: Бесфамильный, Неизвестный, Найденова. Одной маленькой девочке дали фамилию уже на месте – Лена Шебунинская (см. Приложение 5).

Бледные лица, запавшие глаза, худенькие тела. Несколько классов были переоборудованы под спальни, медицинский кабинет, изолятор и столовую. Печи топили дровами, помещения освещались керосиновыми лампами, матрацы первое время набивались сеном. Кормили детей неплохо: гороховый суп или щи, картофельное пюре, колхозное молоко. Воспитатели и обслуживающий персонал ходили в Яковлевский лес собирать ягоды и лекарственные травы для малышей. Из Ярославля приезжали врачи и осматривали детей. Фельдшер заплакала от счастья, когда кто-то из колхозников принес бидончик меда. За все годы существования детского дома никто из воспитанников не умер .

«В 1945 году нас привезли из Германии. Кто были мы – русские или немцы – до сих пор не знаю. Говорили только по-немецки. Помню эпизод, что мы все плакали и что-то лепетали по-немецки. Одна воспитательница перевела, что мы хотим есть ». Чувство голода долго не проходило. Чтобы кормить детей, детский дом содержал хозяйство. В 1944 году пахотные земли составляли 1,5 га, сенокосные – 0,5 га, дойных коров было пять, свиней – шесть, ягнят – двенадцать.

Детям много читали, проводили с ними экскурсии, устраивали праздники. 7 ноября проходила демонстрация с красными флажками, пелись песни, читались стихи. Пироги с сушеными ягодами были лучшим подарком для детей.

Зоя Николаевна Горячева рассказала, что дети 1 – 2 классов учились в деревенских домах, бумаги и учебников не было. Местные ребята приносили книги, оставшиеся дома, и разлинеивали их. 3 и 4 классы ходили учиться в деревню Пестрецово .

В 1945 году многие родственники и родители нашли своих детей, некоторых перевели в другие учреждения, и в 1949 году детский дом в Шебунине был закрыт.

Таким образом, Шебунино и шебунинцы внесли свой вклад в Победу. Рамки работы не позволяют рассказать о всех героях военного и трудового фронта.

Уточнённый список шебунинцев-участников Великой Отечественной войны

Продолжение следует…

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Культура Отечества
Оставьте свой комментарий